Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Уроки бережливости №1(1), 2011 год

Татьяна Викторова

Люберецкая управляющая компания (ЛУК) обслуживает 11% жилого фонда г. Люберцы — городки «А» и «Б» (эти лаконичные названия остались от прежних лет, когда микрорайоны являлись территорией воинской части). Именно тогда стилем работы домоуправления, в дальнейшем преобразованном в управляющую компанию, стали порядок, дисциплина, исполнительность и высокое качество работы. Организация обслуживает 59 домов, находящихся в муниципальной собственности, в которых живут более 18 тысяч человек.

Бесспорно, ЖКХ — отрасль очень сложная и многогранная, аккумулирующая около четверти основных фондов страны. Коммунальная энергетика потребляет более 20% электроэнергии и около 45% тепловой энергии. Нередко приходится слышать об убыточности этой сферы деятельности, однако экономический потенциал сектора достаточно велик, и его реализация зависит от эффективности работы управляющих компаний.

Принципиальную позицию администрации города Люберцы можно выразить в тезисе: жизнеобеспечение города нельзя отдавать в чужие руки. Политика муниципальных властей направлена на поддержку наиболее сильных и проверенных «игроков» на современном рынке жилищно-коммунальных услуг. Здесь работают две управляющие компании — городской жилищный трест (ЛГЖТ) и ОАО ЛУК. Полностью в ведении местной власти находятся ресурсы жизнеобеспечения — вода, тепло, электроэнергия.

— Расстроить хорошо налаженную систему легко, — говорит генеральный директор ОАО «Люберецкая управляющая компания» Валентина Герасимова. — Сейчас на рынке ЖКХ появляются новорождённые предприятия, предлагающие достаточно широкий спектр услуг, в том числе и управляющие компании. Возникающая конкуренция, безусловно, играет свою положительную роль. В нашей управляющей компании работают хорошие специалисты, опыт которых нарабатывался годами.

В 2008 году в результате открытого конкурса Люберецкая управляющая компания получила свои полномочия. За прошедшее время она вновь доказала свою компетентность и мобильность. Сейчас идёт подготовка к очередному конкурсу.

Генеральный директор убеждена, что порядок в их общем доме может быть гарантирован лишь в том случае, если удастся установить как можно более тесный контакт с жителями. Уже начата работа по созданию инициативных групп в жилых домах. Горожане откликаются на предложение работать в тесном сотрудничестве с работниками коммунальных служб.

— Каждый собственник должен понимать меру ответственности за порядок и чистоту в доме, — продолжает Валентина Герасимова. — Сегодня самый больной вопрос — капитальный ремонт многоквартирных домов. Средств фонда реформирования ЖКХ хватило, чтобы отремонтировать только десятую часть жилищного фонда страны. Люди не понимают, почему им надо оплачивать из собственного кармана капитальный ремонт дома, если они десятилетиями аккуратно вносили квартплату. УК может выстраивать свою работу, оперируя лишь теми денежными средствами, которые поступают на её счёт в качестве коммунальных платежей. Безусловно, капитальный ремонт должен проводиться регулярно, однако в бюджете не заложена эта статья расходов. Поэтому единственно верный алгоритм действий в этой ситуации должен быть направлен на экономию ресурсов, бережное хозяйствование.

Условие доходности УК лежит в плоскости чёткого регулирования взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями. В.И. Герасимова задумывается над тем, чтобы изменить схему контактов, перейти на прямой способ управления. Это позволит снизить многие статьи расходов.

В вопросах экономии ресурсов нет мелочей. Казалось бы, принято верное решение перейти на энергосберегающие электрические лампочки. Но гладко всё бывает лишь на бумаге. В этом вопросе не учтена важная составляющая — менталитет жителей. По словам работников ЖКХ, новая лампочка едва ли будет освещать подъезд до утра — выкрутят. Что греха таить, много дополнительных расходов приходится списывать на вандализм: ломают лифты, двери, сбивают штукатурку. На любовно высаженном новеньком газоне наутро уже можно увидеть ряд припаркованных машин.

Тем не менее, работники ЖКХ терпеливо, по-хозяйски продолжают работать, приучая людей к порядку и красоте. Валентина Герасимова убеждена, что толк будет!