Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Подольская теплосеть: нужен системный подход к коммунальной энергетике №1(1), 2011 год

Нина Злаказова

В городе Подольске находится одна из крупнейших муниципальных теплосетей Московской области – и по выработке теплоэнергии, и по количеству работающих. За последние три года местные теплосети стали энергично развивающимся теплоэнергетическим комплексом города, обеспечивающим бесперебойную подачу тепла в старые и новые микрорайоны Подольска. В интервью нашему корреспонденту директор МУП «Подольская теплосеть» Николай Михайлович Артемьев большое внимание уделил системному развитию отрасли коммунальной энергетики в целом. Именно в этом, на его взгляд, кроются перспективы успешного развития теплоэнергетического комплекса Подмосковья в целом и его муниципальных предприятий.

Как работает коммунальная энергетика

— История «Подольской теплосети» началась в 1969 году с маленькой котельной. Нашей историей можно гордиться, но мы больше думаем о том, как живём сегодня, и как будем жить завтра. Города Подмосковья развиваются очень бурно и по значимости становятся маленькими или большими микрорайонами Москвы. Коммунальная энергетика — это Энергетика с большой буквы, и по уровню мощности, и по социальной значимости. Стремительный рост строительства должен соответствовать и способствовать подъёму коммунальной энергетики, которая впоследствии обеспечит ресурсами построенные объекты. И это требует системного, продуманного подхода, прежде всего законодательного. Сегодня у нас есть 190-й закон «О теплоснабжении», его критикуют, говорят, что он вносит много путаницы, но это первый шаг. В электроэнергетике по законам рынка живут уже давно. В тепло-энергетике рынок не отрегулирован. 190-й закон — шаг к пониманию того, кто мы такие, как осуществляем ценообразование, как выходим на тот рынок, который связан со свободным рынком электроэнергетики и газового топлива.

— Что сегодня нужно для того, чтобы работать в теплоэнергетике? И какие люди в ней работают?

— О своих коллегах по тепло-энергетике подмосковных городов могу сказать, что, во-первых, это Профессионалы с большой буквы, во-вторых, это надёжные люди, и, в-третьих, они обладают бесконечным терпением. При всех наших проблемах они работают, и работают хорошо. Каждое из предприятий, в том числе и наше, понимает, каким путём надо идти. Мы знаем краеугольные камни нашего дела и проблемы коммунальной энергетики. Основная проблема — модернизация во всех её проявлениях, касающихся в первую очередь обновления основных фондов, существенного снижения тепловых потерь во всех звеньях генерации и передачи, автоматизации малых котельных как средство ухода от низкооплачиваемого и многочисленного обслуживающего персонала — операторов и машинистов, обновление на другом качественном уровне нашего персонала, экономических подходов в оптимизации потребления нашей продукции конечными потребителями. Век котельного оборудования 60–70 годов прошлого столетия характеризовался совсем другими параметрами и подходами.

— Насколько сейчас выработан этот ресурс?

— В среднем котельное оборудование большой мощности должно работать 30 лет. По сути дела, ресурс уже полностью выработан, после экспертиз мы снова заставляем оборудование работать. Тепло — социальный продукт, как молоко и хлеб, и надо правильно сформировать ценообразование этого социального продукта. Хотелось бы через реализацию инвестиционных программ выйти на новый современный уровень работы, но коммунальная энергетика пока не обладает большим потенциалом, который может привлечь значительный финансовый капитал. Глава города очень серьёзно относится к нашим проблемам, понимая, что 131-й Федеральный закон через год– два станет во главу угла, город будет обязан решать все вопросы жизнеобеспечения. Раз тепло — социальный продукт, значит, модернизация должна быть поставлена во главу угла, как средство, в дальнейшем, стабилизировать рост тарифа на тепловую энергию. Но путь проведения модернизации за счёт тарифной политики уже исчерпал себя. Долгие годы всё формировалось через тариф, и вот сейчас уперлись в потолок из-за платёжеспособности населения. Недофинансирование — больной вопрос нашего коммунального хозяйства. Надо изменить эту ситуацию через динамичное финансирование, что даёт быстрый результат в модернизации, приводит к росту финансовой устойчивости, соответственно, на следующем этапе развития обеспечивает рост общей эффективности предприятия и городского хозяйства в целом.

Думает ли теплосеть о социальном климате в городе

— Своевременная модернизация — это хорошо, это выгодно со стратегической точки зрения, но на неё ведь нужны ресурсы. А где их взять?

— Эти ресурсы тариф дать не может. На протяжении последних пяти лет статьи «капитальный ремонт, модернизация, рентабельность и даже фонд заработной платы» были последними по удельному весу статьями в тарифе. Все понимают, что ценовая доступность в пользовании теплом для нашей северной страны и нашего населения — это чаще всего социальная задача по обеспечению стабильности и порядка. Нужны различные заёмные финансовые ресурсы с длинным периодом возврата не менее 7–10 лет, и, конечно же, не грабительские проценты. Безусловно, при этом мы используем и городской инвестиционный потенциал в части нового строительства. Благодаря губернатору области и главе Подольска наш город получил возможность войти в очень крупное жилищное строительство. За последние три года построен микрорайон Юго-Западный, это около 700 тыс. кв. м жилья. Заканчивается комплексная застройка микрорайона, построены не только дома, но и школы, детские сады, поликлиники — весь социальный объём сразу. В плане другие микрорайоны города.

— Город Подольск строит большое количество жилья и по программе для военнослужащих — микрорайон Кузнечики.

— Да, у нас, по словам президента страны, строится город в городе. Мы обеспечиваем теплом и этот микрорайон, первая очередь которого — 41 многоэтажный дом.

— Учтена ли ваша составляющая при строительстве этих новых микрорайонов?

— Да, при застройке новых микрорайонов впервые в городе такая задача была решена, за счёт того, что наши идеи поддержали и городской совет депутатов, и глава со своей командой. В инвестиционной программе возникло понятие «плата за подключение» при развитии новой жилищной застройки. Средства не размылись, а были сконцентрированы в виде быстрых ударных денег. И теперь помимо того, что надёжно обеспечено всё теплоснабжение этого района, нам удалось сделать очень большой шаг и провести реконструкцию центральной городской котельной, на четверть увеличить её мощность и довести её до 232 МВт тепловой мощности. Для города это громадный шаг, потому что это, прежде всего, надёжность теплоснабжения для 40% населения Подольска, а для новостроек — вовремя полученное тепло. Тепло в новые дома пришло раньше, чем закончилось их строительство, такое бывает редко. К этому привела, я считаю, консолидация всех здоровых сил в нашем муниципальном образовании при поддержке правительства области. Вот что значит вовремя учтённая составляющая по развитию коммунальной энергетики.

Второй шаг — жилищный микрорайон Кузнечики, что очень существенно в плане прироста теплового ресурса города. Завораживает масштаб стройки, её эффективность. Сюда в январе 2011 года приезжал Дмитрий Медведев и удивился, что в нашем родном Подмосковье в одночасье умудрились построить город в городе. А для нас важно, что мы эти важные государственные задачи смогли обеспечить своим продуктом.

— А что у вас со старыми теплосетями? Насколько велик объём возрастного жилого фонда?

— Старые сети составляют основную часть нашего фонда. Город прирастал заводскими посёлками. С 1991 года эти заводы дружно сбрасывали всю инфраструктуру на плечи администрации, администрация передавала всё хозяйство по специализированным организациям. А мы вытаскивали, как могли. Из тупика тех лет мы выбрались, ситуацию стабилизировали, но в экономическом плане это хозяйство серьёзно убыточное. У нас сейчас в хозяйственном ведении 41 котельная, шесть из них до сих пор угольные. Чаще всего они отапливают дома барачного типа, которые включены в губернаторскую программу переселения из ветхого фонда, поэтому срок их оставшейся жизни небольшой. Наша задача — поддержать такие котельные, чтобы они работали без сбоев, чтобы у людей было тепло.

— Подведите короткий итог последних лет.

— За последние два года введено 250 МВт новой тепловой мощности, в 2011 году в плане ввод ещё 205 МВт, что в совокупности даст 65% новых основных фондов по генерации на предприятии. Это уже модернизация на деле. На очереди малые котельные, будем искать финансовые инструменты по их оздоровлению. По тепловым сетям результат скромнее, имеем в наличии 337,2 км тепловых сетей, новых и реконструированных около 80 км, всего около 24%. Но в оправдание могу смело сказать, что все магистральные тепловые сети диаметром 400–630 мм в Подольске новые. Следующим этапом уходим во внутриквартальные сети, большущая работа, требующая значительных финансовых затрат и времени, но это основная статья по экономии потерь тепловой энергии. Смонтированы и запущены в эксплуатацию один современный ЦТП, более 60 единиц ИТП, ведётся монтаж узлов учёта в многоквартирных домах.

Зачем теплосетям длинный рубль

— Сегодня мы стучимся во все двери: предприятиям коммунальной энергетики надо дать возможность кредитования со сроком возврата кредита в 5–7 лет на реконструкцию котельных и внутриквартальных сетей. Мы просчитали, что для обновления парка сетей районов плотной застройки необходимо 600–700 млн рублей, и в течение трёх лет мы могли бы сделать эту работу и получить новую современную тепловую сеть. Просчитали, убедились в том, что наш бизнес-проект реален, сможем обеспечить возврат кредита за счёт уменьшения потерь теплоэнергии, но стучаться пока некуда. Крупные банки предпочитают работать с большими компаниями. Здесь законодательная база пока ещё недоработана, но мы надеемся, что с помощью депутатов областной Думы эти задачи в Подмосковье можно сдвинуть с места, нужны муниципальные и региональные гарантии.

— Сколько времени вы на это отводите?

— Года за три надо это осуществить, у нас другого пути нет. С 1 января 2012 года по 261 ФЗ есть обязательство установить всюду приборы учёта, в том числе в жилищном секторе. В нашем объёме жилая сфера составляет 85%. Но энергосбережение — это не только наша задача. Мы её вытащим в той части, за которую отвечаем, но за стенкой дома тоже куча проблем, прежде всего потери во внутренних контурах зданий — старое оборудование, заросшие батареи и так далее. Граница раздела — узел учёта. Многие предприятия встревожены задачей, которая перед нами стоит. Где нам взять начальный ресурс для установки приборов учёта? Опять длинные деньги, опять кредитные ресурсы, опять поиск понимания с банком, а ведь это краеугольная задача, потому что узел учёта является средством финансового учёта ресурса — это контрольно-кассовый аппарат.

Времени у нас остаётся мало, поэтому вопрос должен прорабатываться уже сейчас, и необходимо единое финансовое решение для подмосковных городов. Поэтому решить эту задачу надо всем. Если её не выполнить, ситуация будет развиваться не в лучшую сторону и для нас, и для потребителя. Невыполнение задачи приведёт к подрыву государственной политики, которая в принципе сегодня движется в правильном направлении. Поэтому мы говорим: помогите нам с точки зрения системного подхода, системного решения этих задач.

— На ваш взгляд, система сейчас ещё не создана, и мы слишком медленно идём по пути её создания?

— Да, система в середине пути, процесс идёт, и сейчас надо уцепиться за первые законы, чтобы не потерять их здоровые звенья, и двигаться дальше. Критики сегодня звучит много, понадобится немало подзаконных актов, технических регламентов, но первые законы, по которым можно работать, уже есть.

— А каким, на ваш взгляд, должен быть следующий системный шаг?

— Прекрасно понимаю, что рынок топлива будет либерализирован, ОАО Газпром выйдет на свободные оптовые цены, как и электроэнергетика. Соответственно из рыночных цен на газ и электроэнергию должна быть создана рыночная цена теплоэнергии, это неизбежно. Надо успеть создать логику её образования. Поэтому и нужны средства учёта согласно 261 ФЗ. Мы создаём продукт рыночного свойства — социального сейчас, но рыночного через год– два. В переходный период нужно многое сделать. Мы обращаемся и к руководителям жилищных компаний: думайте о том, что завтра придут рыночные отношения, и берите ровно столько, сколько вам нужно, не теряйте тепло у себя в домах и квартирах. А мы будем стараться не терять его в наших тепловых сетях.

— Вы стучитесь во все двери, и, как вам кажется, слышат ли вас?

— Пока нет общего, системного подхода. Московская область — передовой регион во многих отношениях, и на него смотрят другие области России. 2012 год будет переходным, а дальше либерализация рынка теплоэнергии пойдёт в полной мере. К этому времени мы должны прийти подготовленными и вооружёнными. От депутатов различных уровней мы хотим в первую очередь законодательной поддержки в создании финансового инструмента работы с банками. Нужна законодательная инициатива, чтобы банки увидели: возврат средств, которые идут на модернизацию основных фондов, на средства учёта и так далее, будет законодательно поддержан гарантиями, обязательствами, правильностью расчётов с соответствующими расцеплениями платежей в адреса этих затрат. Сейчас каждый пытается решать проблемы по-своему, и дело идёт очень трудно.

Как воспитать трудовой коллектив

— Ваш глубокий подход и острое понимание необходимости создания системы для коммунальной энергетики не отменяет решения рядовых задач: их надо решать каждый день, не откладывая.

— Конечно, самая главная наша задача — трудовой коллектив. Коллектив у нас стабильный, и сейчас мы идём к тенденции его омолаживания: снизили средний возраст наших сотрудников на 2–3 года и ушли от критической пенсионной черты. Острейшая проблема для нас — рабочие кадры. Есть профтехучилище, пытаемся оттуда ребят к нам привлечь. Дело в том, что был большой разрыв в преемственности кадровой работы, и сейчас надо поднимать престиж наших рабочих профессий, и в финансовом отношении, и в моральном. Даже кризис попытались использовать во благо себе: многих людей он заставил оглянуться на то, чем они занимаются, какая перспектива, какая надёжность в будущем дне. На этой волне работаем с людьми из профессионального сообщества, которые в своё время ушли из профессии, занимались не тем, чему учили и что они умеют делать. Результатом работы стало формирование новых участков и служб. На предприятии ведётся работа по наполнению так называемого социального пакета, это и материальная помощь, беспроцентные ссуды, профилактическое медицинское обслуживание, но кошелёк есть кошелёк. Нужен больший рост заработной платы: ведь при тарифной зарплате в 14 тыс. рублей, наша зарплата на предприятии в 24–25 тыс. рублей не обладает притягательной силой, хотя и привлекает своей стабильностью и возможностью увеличить её за счёт дополнительных работ и нагрузок.

Второе направление работы с коллективом заключается в том, чтобы сломать отношение к работе, воспитанное в течение долгих лет, и прийти к пониманию того, что мы не кочегары. Наш человек — тот, который может брать на себя дополнительные объёмы работ, заниматься новым строительством, реализацией новых задач предприятия по поиску источников финансирования помимо тарифа. Без этого нам выживать очень сложно. Предприятие берёт на себя работы по прокладке новых тепловых сетей, монтажу и ремонту теплотехнического оборудования, систем автоматизации, установке счётчиков и другой профильной работе, что приносит дополнительный доход, и соответственно, дифференцированный рост зарплат сотрудников, и это уже не средняя зарплата. Мы будем развивать эти направления и в дальнейшем. Коллектив верит, что у него есть будущее — не чумазое «кочегарское», а чистое и современное. Когда сейчас оператор мощной котельной, допустим, нашей центральной городской, садится за пульт управления в виде компьютеризированного рабочего места, у человека здорово меняется мировоззрение, и он по-другому себя чувствует, а, следовательно, и престиж наших рабочих профессий поднимается.

Факты
1969 год — предприятие «Подольская теплосеть» организовано как «Предприятие объединённых котельных и тепловых сетей» на базе 13 котельных с тепловыми сетями протяженностью 7,4 км, затем как МП «Подольская теплосеть».
2002 год — муниципальное унитарное предприятие «Подольская теплосеть».
Сфера деятельности — коммунальное теплоснабжение. В своём составе имеет семь энергетических участков, собственную аварийно-диспетчерскую и газовую службы, ремонтные подразделения тепломеханического оборудования и тепловых сетей, оснащённые землеройной, грузоподъёмной и специализированной автотехникой, складское хозяйство, службы КИП и автоматики, службу учёта и распределения тепловой энергии.
В настоящее время в хозяйственном ведении — 41 действующая котельная, 19 ЦТП, 337,2 км тепловых сетей в однотрубном исчислении.