Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Эпоха профессионалов №1(1), 2011 год

Крупное межрайонное предприятие, обслуживающее тепловое хозяйство города Одинцово и ряда посёлков района, — ОАО «Одинцовская теплосеть». На балансе и техническом обслуживании Теплосети находятся 27 котельных, 55 центральных тепловых пунктов, 121 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении. Это одно из лучших и передовых предприятий ЖКХ Подмосковья, стоящее в одном ряду с теплосетями городов Мытищи, Железнодорожный, Подольск, Балашиха. ОАО «Одинцовская теплосеть» – победитель и неоднократный лауреат Всероссийского конкурса «Лучшее предприятие социальной сферы». В интервью нашему журналу генеральный директор Григорий Васильевич Асатиани акцентирует внимание на основных моментах успешной деятельности возглавляемого им предприятия: модернизации производства и наличии коллектива высоких профессионалов.

— Григорий Васильевич, сегодня перед жилищно-коммунальной отраслью стоят задачи повышения эффективности управления жилыми домами и энергосбережения. Как вы их решаете?

— Вся наша деятельность базируется «на трёх китах»: модернизации, энергоэффективности и отличных специалистах, профессионалах своего дела. Сейчас наступила эпоха настоящих профессионалов, которые могут грамотно обслуживать современное оборудование.

Наши котельные, в основном, переведены на газообразное топливо. Ни одна из них не работает на твёрдом топливе, лишь несколько котельных малой мощности потребляют дизельное топливо и сжиженный газ. Все технологические процессы в котельных полностью автоматизированы, в некоторых даже нет персонала — управление выведено на диспетчерский пункт. Большая часть центральных тепловых пунктов автоматизирована и диспетчеризирована. На центральный диспетчерский пункт в автоматическом режиме выводится информация, представляющая собой круглосуточный мониторинг всех параметров технологического процесса. Модернизация производства — процесс перманентный. Ежегодно обновляем, как минимум, два-три центральных тепловых пункта и три-четыре котлоагрегата. Производим полную модернизацию котельных, осуществляем капитальный ремонт котлов и теплоэнергетического оборудования. Реконструкция касается, естественно, средств автоматики, КИП и газового оборудования. На каждое здание котельной подготовлен технический паспорт на основании диагностического испытания и экспертизы технического состояния зданий. Газовое оборудование и котлы, имеющие срок эксплуатации более 20 лет, также проходят тщательную проверку, которая определяет запас их прочности. Все экспертизы проводятся специализированными организациями, аккредитованными в Ростехнадзоре. Последние 15 лет при капитальном ремонте и реконструкции тепловых сетей прокладываем только стальные и гибкие полимерные теплопроводы с пенополиуретановой изоляцией. На всех стальных магистралях осуществляется контроль на предмет своевременного выявления утечек теплоносителя. Много мероприятий проводим по внедрению ресурсосберегающих технологий. Каждые пять лет обновляется энергетический паспорт предприятия с помощью специализированных организаций, аккредитованных при региональном энергетическом комитете.

— Реформа ЖКХ предусматривает совместную деятельность управляющих компаний и ресурсо-снабжающих организаций, направленную на повышение энергоэффективности производства. Что вы предпринимаете в этом направлении?

— Второй год продолжается наше сотрудничество с управляющими компаниями, направленное на установку приборов учёта тепловой энергии. Это одно из направлений энергосбережения. Мы устанавливаем частотные преобразователи на электродвигатели насосов, вентиляторов и дымососов, что даёт экономию электроэнергии. Когда будут установлены приборы учёта тепла, УК смогут реально экономить ресурсы. Приборы учёта в состоянии дать реальную характеристику потребляемого тепла и подтолкнуть УК к действиям по утеплению зданий и устранению прочего нерационального использования теплоэнергии. Некоторые детские дошкольные образовательные учреждения и школы г. Одинцова используют приборы автоматического регулирования температуры внутри здания. В зависимости от погоды, устанавливается своя комфортная температура для солнечной и теневой стороны фасада. В соответствии с ФЗ № 261 «Об энергосбережении» на следующий год все здания должны быть оснащены узлами учёта. Однако на сегодняшний день эта проблема решается недостаточно активно, в связи с отсутствием финансовых ресурсов управляющих компаний.

— Составляющей успеха вы назвали профессионалов, расскажите о коллективе вашего предприятия.

— Наш коллектив состоит из 550 человек. В связи тем, что оборудование становится всё более сложным, постоянно увеличивается число инженерно-технических специалистов, способных грамотно управлять технологическими процессами. Десять лет назад была создана техническая служба, которая проводит без привлечения подрядных организаций плановую диагностику состояния тепловых сетей. Деятельность этой службы можно сравнить с поликлинической помощью, нацеленной на профилактику. Если продолжить медицинский образный ряд, то у нас роль диспансеризации выполняют экспертные диагностические исследования. Это, по сути, своевременная реакция на возможные очаги «заболевания» и их локализация. Сформирована группа специалистов для мониторинга технологических процессов экономичного сжигания топлива. Группа готовит «экспресс-анализы» режимов горения котлоагрегатов, которые способствуют уточнению правильного алгоритма технологического процесса сгорания топлива. Большое внимание уделяем охране окружающей среды, её экологической чистоте. Осуществляем мониторинг выбросов состава дымовых газов. Этим занимается экологическая служба, отслеживающая соблюдение ПДН выбросов в атмосферу, утилизации опасных, с точки зрения экологии, материалов (ртутных и люминесцентных ламп, отработанных масел и резин, свинцовых аккумуляторов). Это чрезвычайно важная работа, завершающаяся созданием экологического паспорта. Ведут свои направления центральные службы главного энергетика, химического контроля всех параметров воды на котельных. У службы химконтроля на каждом объекте есть свои лаборанты. Все большое хозяйство предприятия разделено на восемь энергорайонов, в состав которых входит эксплуатационный и ремонтный персонал, обеспеченный необходимым инструментом и оборудованием. Кроме того, имеется и автотранспортная служба.

— В беседе с руководителями, прежде всего, обсуждается производственная тема. Однако у каждого предприятия есть ещё одна важная роль — социальная, которая подчас забывается. Как вы выстраиваете эту линию?

— У нас большое значение придаётся Коллективному договору. Это серьёзный и ёмкий документ, имеющий вес закона для предприятия. В нём учтены все социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Кроме этого, введены дополнительные отпуска, коэффициенты, поощряющие непрерывный стаж работы, материальная помощь к отпуску, премии. Есть свои ведомственные спортивные и оздоровительные базы. Мы ценим и поддерживаем хороших специалистов. Ответственная социальная политика приносит свои плоды: на предприятии нет текучки кадров, специалисты нацелены на непрерывное повышение квалификации. На базе учебного комбината проводится аттестация и обучение всех специалистов основных профессий. Эта работа направлена на создание благоприятных условий для кадрового роста рабочих и специалистов. Ежегодно проводим конкурсы на звание «Лучший по профессии» на предприятии. Активно участвуем в районных и областных мероприятиях этого направления, где наши работники занимают высокие призовые места. Мы активно сотрудничаем с Московским энергетическим институтом, который направляет к нам молодых специалистов.

— Расскажите подробнее, как проводится аттестация рабочих мест?

— Аттестация рабочих мест проводится специализированными организациями, при этом учитываются такие технологические особенности котельных, как шум, свет, загазованность, вибрация. По результатам аттестации предусматриваются защитные меры: на каждой котельной устанавливаются кабины с противошумной изоляцией, представляющие собой застеклённый пульт управления, из которого видна работа основных агрегатов. На производстве предусмотрены помещения для отдыха и приёма пищи. Иными словами, наше предприятие, являющееся социально значимым и стратегически важным производством, мобилизует все силы, производственные и технологические, для бесперебойной работы всей системы теплоснабжения. Тепловые сети можно сравнить с кровеносной системой любого населённого пункта. От того, как она работает, зависит не только уровень комфорта, но и жизнь людей и, к чести коллектива, мы с этой работой успешно справляемся.