Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Хороший пример тоже заразителен №1(1), 2011 год

Ирина Светлова

К своему 30-летнему юбилею генеральный директор управляющей компании «Посад Энерго» Сергей Салмин пришёл с уникальным опытом участия в реформе ЖКХ – в качестве директора коммунального предприятия, председателя профильной депутатской комиссии, руководителя департамента ЖКХ администрации города Якутска. В нынешнем году ему исполнится 35. За плечами – уже три года работы в Подмосковном регионе и ответственность за содержание почти двух третей жилищного фонда города Сергиев Посад.

О трудностях и успехах в деятельности УК «Посад Энерго» рассказывает её генеральный директор Сергей Салмин.

— Сергей Петрович, не секрет, что работа управляющих компаний подвергается острой критике как со стороны государства, так и со стороны общественности. Избежала ли этой участи компания «Посад Энерго»?

— Разумеется, нет. У нас тоже хватает недостатков в работе. Но дело не только в этом. Главное, что УК оказались сегодня на переднем крае коммунальной реформы. А те, кто на переднем крае, обязаны наступать и побеждать. Даже если у «бойцов» одна винтовка на троих и никакой артиллерийской поддержки.

— А какая вам нужна поддержка? Ситуация простая: население несёт в управляющую компанию деньги. Говорят, что несёт исправно. И за эти деньги от вас ждут качественных жилищно-коммунальных услуг…

— Совершенно верно. Но надо принять во внимание, что из 500 многоквартирных домов, находящихся в управлении «Посад Энерго», едва ли не половина — это ветхий жилищный фонд. А в ветхом доме полноценная услуга невозможна по определению. По крайней мере, до проведения там капитального ремонта. При этом в распоряжение управляющей компании поступают средства, предназначенные исключительно для текущего ремонта и текущего содержания дома. И знаете, в чём парадокс? Именно жильцы ветхих домов пользуются серьёзными скидками при оплате наших услуг. Таким образом, старые дома мы вынуждены содержать на более скромные деньги, чем дома новые.

— А разве муниципальные власти не обязаны покрывать этот финансовый разрыв из бюджета?

— Обязаны. Но не находят такой возможности. И это не единственная проблема местных властей. В Сергиевом Посаде, как и во многих других городах России, дело не ограничивается ветхостью жилфонда. У нас «ветхая» система управления ресурсогенерирующими предприятиями. Показательный пример — трубы из пропилена, которые «Посад Энерго» использует для ремонта внутридомовых коммуникаций, рассчитаны на полувековой срок службы. Но мы уже имеем прецеденты, когда они «забиваются» известковыми отложениями за три года. Причина — низкое качество подготовки горячей воды и теплоносителя. Видите, как просто свести к нулю результаты технической модернизации?

— Ваши слова — убедительная иллюстрация тому, что кризис в сфере ЖКХ носит системный характер. Неужели в такой ситуации отдельная управляющая компания бессильна что-либо изменить?

— В нашей команде подобные настроения являются смертным грехом. В своей работе мы руководствуемся простым, но действенным принципом: увидел «дыру» в системе отношений с властью, с потребителем, с поставщиком услуги — закрой её своими силами. Разумеется, в той мере, в какой этих сил хватает.

Возьмём для примера вывоз мусора. Эту острейшую для города проблему власти решили только три года тому назад — после привлечения на посадский рынок мощного специализированного предприятия. Поучившись на передовом опыте, мы создали местную эксплуатирующую организацию, выполняющую ту же работу не менее качественно, но значительно дешевле. Это позволило компании «Посад Энерго» «заморозить» тарифы на вывоз мусора на уровне 2010 года. То же самое надеемся сделать и в 2012 году.

Следующая тема — лифтовое хозяйство. В ведении «Посад Энерго» — полторы сотни лифтов. Многие находятся в плачевном состоянии. Система диспетчеризации, завязанная на бабушек-лифтёров, была крайне неоперативной и дорогостоящей. В прошлом году мы занялись внедрением телеметрической системы контроля лифтового хозяйства. Теперь экономим на диспетчеризации порядка 700 тыс. рублей в месяц. Данные о состоянии каждого лифта отображаются в режиме он-лайн на экране компьютера. Скорость реакции на нештатные ситуации увеличилась в разы.

Далее… Система приёма и перерасчёта платежей — она досталась нам в наследство дорогостоящей, многоступенчатой, затратной для жильца в смысле времени и нервов. Теперь у нас собственный расчётный центр с сетью касс. Все вопросы, связанные с приёмом и перерасчётом платежей, а заодно и с регистрацией-перерегистрацией по месту жительства, наши клиенты решают в одном окне. (Кстати, работу паспортной службы мы тоже полностью компьютеризировали). В марте начали устанавливать в помещениях касс платёжные терминалы с уникальной по простоте системой доступа — посредством индивидуальной пластиковой карты. Этими картами мы снабдим наших клиентов (замечу, безвозмездно) уже к середине мая.

— Что можете сказать о своих стратегических планах?

— С 2009 года мы приступили к комплексному благоустройству внутридворовых территорий: тротуары, газоны, ограждения, парковки, ремонт детских площадок. Планируем, что за шесть лет дойдём до каждого двора. Одновременно сместили акценты в вопросах, касающихся текущего ремонта домов. Крыши, межпанельные швы, отмостки, подвальные коммуникации — усиленное внимание к этим болевым точкам позволяет резко замедлить конструктивный износ зданий. С прошлого года начали интенсивно заниматься узлами учёта. Параллельно решаем проблему неплатежей — за счёт прямых договоров цессии с Мосрегионгазом. Понимаем, что это не панацея — скорее временная мера. Однако надеемся, что местные власти воспользуются дарованной нами передышкой для реорганизации системы управления муниципальным хозяйством. Без этого расплатиться с долгами перед поставщиками газа и электроэнергии, стабилизировать работу коммунального комплекса городу будет сложно.

— Ценит ли ваши усилия городская власть? Как складываются отношения с муниципалитетом?

— Объективное состояние сферы ЖКХ скорее располагает к взаимным претензиям, чем к похвалам. Поэтому чаще приходится слышать не благодарности, а наставления. Реагировать стараемся конструктивно. Мы тоже могли бы указывать пальцем — например, на раздутые штаты муниципальной «Теплосети». Но зачем? Дела всегда убедительнее слов. В 2009 году мы реорганизовали свою собственную систему управления и заставили сделать то же самое нашего основного подрядчика — эксплуатирующую организацию «Энерго Инвест». У них штат сократился в два с половиной раза, мы оставили в своём штате менее тридцати человек. Вы знаете, и работать, и считать деньги стало гораздо проще.

В нынешнем году мы сохранили уверенность в справедливости тезиса «хороший пример тоже заразителен», поэтому добились контроля над одним из основных поставщиков тепла — частной компанией «ТГК СП». Теперь надеемся доказать, что горячую воду жителям можно подавать круглый год. Не прибегая при этом к незаконному завышению тарифов и перекладыванию ответственности на контрагентов.

— Что говорят про вас жители Сергиева Посада?

— Говорят, что работаем всё ещё плохо. Но признают, что мы достойный пример для других управляющих компаний…