Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Большие дела «малого» ЖКХ №1(1), 2011 год

Татьяна Тебенихина

МУП «Дубневское ЖКХ» было создано в 1996 году. Начинали с малого: котельная, водозаборный узел, очистные сооружения — всё в единственном числе. Этими силами обслуживали 24 тыс. кв. метров жилья. Сегодня это крупное предприятие ЖКХ, обслуживающее две территории: посёлок городского типа Малино и сельское поселение Леонтьевское. На балансе предприятия находятся 92 многоквартирных дома — около 120 тыс. кв. метров жилья. Тепло в квартиры подают шесть котельных, из них четыре работают на газообразном топливе и две — на жидком. Вода поступает с семи водозаборных узлов, функционируют три очистные сооружения.

Как содействовать реформе ЖКХ?

В пору формирования Дубневского ЖКХ предприятию был передан из собственности совхозов жилой фонд и обслуживающая его коммунальная инфраструктура. А как известно, на селе жилищно-коммунальная отрасль не считалась приоритетной, в её содержание почти не вкладывались средства, соответственно, и качество оказываемых услуг оставляло желать лучшего.

В 2007 году было проведено заочное голосование по выбору управляющей компании, в котором приняли участие жители городского поселения Малино и сельского поселения Леонтьевское. Люди приняли решение доверить управление многоквартирными домами муниципальному предприятию «Дубневское ЖКХ».

— Пока жители с опаской относятся к частным управляющим компаниям, — говорит руководитель предприятия Галина Орлова. — Тем не менее, реформа ЖКХ, хотя и медленно, но продвигается вперёд. Безусловно, растут цены за оказываемые коммунальные услуги. Однако не в этом заключается суть перемен. Если выразить мысль кратко, то мы, коммунальщики, обязаны создать такую систему, которая обеспечит жителям комфортную среду обитания: тепло в домах, вода — в кране, качественный ремонт… Мы знакомим собственников жилья с информацией о расходной части нашего бюджета, средства которого идут на содержание жилого фонда. Люди должны знать, сколько денег поступает в Управляющую компанию за счёт оплаты услуг ЖКХ, на какие цели они расходуются. Пытаемся убедить жителей в том, что необходимо включить в систему оплаты, идущей на содержание помещения, новую статью расходов, направленную на капитальный ремонт. Очевидно, что государство снимает с себя обязанности по капитальному ремонту жилищного фонда, который стремительно ветшает. Взять хотя бы кровлю наших жилых домов, которая наполовину изношена.

К сожалению, очень трудно люди избавляются от иллюзии, что содержание жилого фонда — прерогатива государства. Последние три года в бюджеты поселений ГП Малино и СП Леонтьевское совсем не включается статья расходов, предназначенная на ремонт коммунальной инфраструктуры (муниципального имущества). Средства, оплаченные за социальный найм, остаются в бюджетах поселений, о ремонте никто не думает. В основном, работы по капремонту производятся за счёт средств самого предприятия и оптимизации его расходов.

— Затрагивая тему реформ отрасли, в первую очередь, надо говорить об её переоснащении и о повышении качества предоставляемых услуг. Но разве может идти об этом речь, если наши прямые заказчики, жители ГП Малино и СП Леонтьевское, не участвуют в формировании фонда содействия реформированию ЖКХ (ФСР ЖКХ), — заостряет проблему директор.

Главное — качество

Управляющая компания большое внимание уделяет качеству предоставляемых услуг. В последние годы на объектах коммунальной инфраструктуры за весь отопительный период не было серьёзных сбоев: в дома бесперебойно поступает тепло и вода. Кстати, воду здесь не отключают на летнее время, полагая, что во время ремонта и профилактики должна в полной мере работать резервная система. Справедливости ради стоит заметить, что изредка бывают перебои с подачей электроэнергии, которую поставляют электросети. Но и здесь управляющая компания приняла упреждающие действия, выделив значительные финансовые средства для оснащения котельных автоматическим вводом резерва (АВР).

Для «Дубневского ЖКХ» решающими стали последние три года, давшие ускорение развитию предприятия. Была проделана серьёзная работа по техническому перевооружению коммунальной инфраструктуры, внедрению в повседневную практику инновационных технологий и материалов.

Ещё одна существенная статья экономии ресурсов — рачительное использование тепла. Управляющая компания проводит замену старых труб на новые, полипропиленовые. С такими трубами потеря тепловой энергии при транспортировке снижается на 40%. Преимущества полипропилена общепризнаны. Отличная пропускная способность и низкая сила трения препятствуют накоплению внутри труб накипи. Отсутствие ржавчины способствует сохранению высокого качества воды. Невысокий уровень конденсации позволяет избежать сырости в помещениях.

За три года, с 2007 по 2010 год, предприятие заменило 9,2 км водопроводных сетей, используя полипропиленовые трубы. В результате потери сократились в четыре раза.

Программа энергосбережения

Управляющая компания разработала программу энергосбережения. Это перспективное направление работы имеет законодательную основу, закреплённую в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В прошлом году внедрили ряд мероприятий, направленных на энергосбережение. В части теплоснабжения заменили сетевой насос в котельной посёлка Леонтьево, сэкономив 75200 кВт на сумму 248 тыс. рублей. Затраты на эту работу обошлись в 56 тыс. рублей.

Далее, установили подогреватели горячей воды с эффективной схемой соединения, что дало экономию 108 Гкал, что эквивалентно 128 тыс. рублей. Отремонтировали аккумулирующую ёмкость в котельной посёлка Малино, сэкономив 35,2 Гкал на сумму 42 тыс. рублей.

Заменили тепловые сети, что позволило сберечь 567 тыс. рублей (593 Гкал). Затраты предприятия на эту работу составили 2 млн 385 тыс. рублей. Совершенствуется водоснабжение. Установлены частотные регуляторы на насосных станциях второго подъёма в посёлке Малино, что позволило сэкономить 210 000 кВт (650 тыс. рублей). Произведена замена изношенных сетей с использованием полиэтиленовых труб. Снижение потерь составило 8640 куб. метров на сумму 106 тыс. рублей.

Начинает работать программа установки индивидуальных приборов учёта на холодное и горячее водоснабжение.

В общей сложности, реализация программы энергосбережения только за прошлый год позволила сэкономить 2,5% тепловой энергии, 5,3% водных ресурсов и 7,9% электроэнергии.

Затратив на реализацию этой программы 7 млн 200 тыс. рублей, сэкономили только за один год более трёх млн рублей. По самым скромным прогнозам, программа вскоре полностью окупится.

— У нас много планов, — говорит Галина Даниловна. — В целях экономии энергоресурсов собираемся реконструировать котельную в деревне Березнецово, перевести её на газовое отопление. Производительность такой энергетической установки составит 5 Гкал/час.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства немало нерешённых проблем, которые мешают развитию отрасли. Это, прежде всего, высокие тарифы на энергоносители — газ и электроэнергию. В результате ценовых «ножниц» — разницы между тарифом и фактическими платежами, перечисленными энергосетям, управляющая компания только за прошлый год потеряла 1,2 млн рублей в качестве прямых убытков.

— Задолженность населения по коммунальным платежам составляет 16 млн рублей, — подчёркивает директор. — Если учесть, что мы уже давно перечислили НДС на эти суммы, то можно представить размер понесённых убытков.

Но, несмотря на трудности, предприятие стабильно развивается. Директор находит внутренние ресурсы, умело использует потенциал подобранного коллектива. Галина Даниловна — настоящая хозяйка, внимательная и бережливая. В управляющей компании каждый дорожит своим рабочим местом. Соответственно, и работает на совесть. Я спросила у Галины Даниловны, в чём секрет её кадровой политики?

— Секрета никакого нет, — услышала в ответ. — Есть уважение к людям и умение принимать правильные решения. Люди трудятся и получают достойную оплату. Я убеждена, что только силами профессионального коллектива можно укрепить и поднять отрасль.