Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

МУП «Бытовик» любит своё дело и трудится с душой Свежий номер

Александра Попова

МУП «Бытовик» г. Серпухова обслуживает северный район и часть центрального района города. Главные задачи предприятия — обеспечение сохранности жилых зданий, повышение надёжности коммунальных систем, создание комфортных условий проживания. Реформа ЖКХ, проводимая уже в течение 15 лет, не могла не отразиться на деятельности предприятия. Её результаты мы обсудили с директором МУП «Бытовик» Валерием Акимовым.

— Валерий Валентинович, на Ваш взгляд, в чём качественно изменился подход в работе? Какие сильные и слабые стороны Вы можете отметить в современном состоянии отрасли?

— Одной из важных для нас отраслевых инноваций является реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, а также привлечение средств инвесторов. Создаются благоприятные условия для развития рынка жилья и услуг по эксплуатации жилищного фонда, разрабатываются эффективные системы целевой поддержки социально незащищённых групп населения и адресной государственной и муниципальной помощи. Безусловно, значительной является возможность предоставления бесплатного или дешёвого муниципального жилья. Одна из основных задач реформы — обеспечение гарантированного качества услуг. В связи с этим сформирован новый подход к оценке работы предприятий жилищно-коммунальной сферы, что ведёт за собой повышение качества эксплуатации фонда. Однако нельзя не отметить, что жилищная сфера испытывает значительные трудности. Многие из них связаны с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы в части взаимоотношений с органами власти и потребителями. Также нам не хватает квалифицированных кадров и материально-технического обеспечения. Ещё один болезненный вопрос связан с тем, что сфера ЖКХ остаётся дотационной, и её содержание ложится тяжким бременем на городской бюджет. Решение этих проблем — дело перспективы.

— Фонд содействия реформированию ЖКХ был создан для продвижения реформы. Расскажите, сотрудничаете ли вы с ним, и если да, то как?

— Средства из Фонда выделяются для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Также в задачи Фонда входит создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий и др. МУП «Бытовик» сотрудничает с Фондом, и вместе мы достигли многого. Самое важное — то, что нам удалось «пошатнуть» сложившиеся стереотипы отношения к жилью, когда подъезды, фасады, бойлерные воспринимались людьми как «ничьи», как предмет абстрактной заботы государства. Жители почувствовали, как положительно влияет на качество жизни их участие в управлении своим имуществом. Кроме того, в результате участия города в долевом финансировании региональной адресной программы по переселению граждан из ветхого жилья произведено расселение трёх домов. На очереди — расселение ещё, как минимум, двух многоквартирных домов.

— Одно из направлений реформы — формирование института эффективного собственника. Как справляются граждане с этой новой для них функцией — собственник жилья?

— Население сегодня ни морально, ни организационно не готово к активной самостоятельной деятельности такого рода. Связано это, прежде всего, с пассивностью граждан, а также с недостатком знаний и практического опыта. Сегодня ответственность за содержание жилых домов возлагается на собственников помещений. Работа по созданию домовых советов, призванных осуществлять непосредственное управление, в том числе: планировать ремонтные работы, определять очерёдность, контролировать качество — ведётся не так быстро, как это требуется. Для того чтобы стать эффективным собственником, жителям необходимо учиться принимать самостоятельные решения по управлению своим домом, находить возможности заработать на общем имуществе, правильно распределять имеющиеся средства.

— Ещё одно направление — сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения. Как организуется эта работа?

— Социальная защита населения является прерогативой органов местного самоуправления. По моему мнению, у коммунального комплекса должны быть нормальные поступления за счёт тарифов. Но той части населения, которая нуждается в адресной поддержке, — пенсионерам, жителям небольших городов, где нет градообразующих предприятий, — нужно оказывать бюджетную помощь, чтобы коммунальные службы получали оплату в стопроцентном размере.