Балашихинский водоканал: наш коллектив — один из лучших в Московской области №1(1), 2011 год
Многие специалисты жилищно-коммунального хозяйства понимают, что проблемы различных структур ЖКХ растут из одного корня, имеют общую основу. Поэтому опыт, который нарабатывается в каждой сфере ЖКХ, имеет большую ценность для профессионалов многих коммунальных отраслей. Генеральный директор ООО «Балашихинский водоканал», кандидат технических наук Игорь Васильев готов поделиться своим опытом поиска выхода из ситуации с неплатежами в ЖКХ, собственными наблюдениями, глубоким анализом главных проблем отрасли. В интервью нашему корреспонденту он рассказывает о том, из чего складывается ежедневный труд сотрудников водоканала, оценивает его работу в соответствии с требованиями сегодняшнего времени.
Каждому дому — прибор учёта потребления воды
— Большинство проблем ЖКХ, о которых говорят сегодня, носят надуманный характер. Наше предприятие — ресурсоснабжающее, единственное в городе, отвечающее за систему водоснабжения и водоотведения. Я не случайно употребляю слово «система», потому что система имеет вход и выход, она подчиняется системным законам. Моя главная мечта — управлять системами водных потоков, которые существуют в городе. И мы, пусть медленно, ввиду отсутствия условий необходимого финансирования, но всё равно движемся в этом направлении. Ночью у нас потребление минимальное, утром и вечером максимальное. В часы максимального разбора воды надо, чтобы все насосы включались и работали, а в ночные часы слабого разбора не надо зря тратить энергию, не надо, чтобы насосы молотили на всю катушку. Нужно, чтобы всем этим управлял диспетчерский пункт. У нас есть круглосуточная диспетчерская, она принимает заявки и звонки с насосных станций. Но было бы хорошо, если бы у диспетчеров была мнемосхема, чтобы диспетчер видел, какая нагрузка идёт на насос, нажал на кнопочку и убавил или прибавил, быстро реагируя на ситуацию. В этом случае, помимо того, что мы управляем системой и бережём энергоресурсы, которые тяжелым бременем ложатся на наших абонентов, мы ещё и трубы бережём, потому что правильное движение жидкости в трубах помогает не допустить перенапряжения труб. Таким образом, разрывы, дополнительные аварийные ситуации сводятся к минимуму.
— Игорь Николаевич, расскажите, как на практике действует общий домовой прибор учёта потребления воды. И, самое главное, что он даёт и потребителю, и всему дому в целом?
— Чтобы управлять системой и получать обратную связь, нужны датчики, по которым можно судить о её работе. Этими датчиками для нас должны являться общедомовые приборы учёта. Вот, скажем, поставил человек счётчик, и он уже экономит воду. Но сам по себе этот прибор воду не экономит, а вот если прибор даёт обратную связь на пульт центральной диспетчерской, диспетчер получает эту информацию и начинает управлять системой движения жидкости в трубах. То есть сегодня мы приходим к пониманию, что такой прибор должен быть у каждого дома.
Ведь как строится работа: есть дом, есть управляющая компания, которая обслуживает и заключает договора с каждым абонентом этого дома. А перед домом стоит общедомовой прибор учёта. И мы — водоканал или теплосеть, любая ресурсоснабжающая организация — заключаем договор с управляющей компанией. И если такой прибор у дома есть, управляющая компания видит, сколько воды берёт дом. И мы по электрическим импульсам, поступающим от прибора учёта, тоже видим это, знаем, сколько воды берёт каждый дом. На каждом этапе времени мы видим расход данного микрорайона в целом и уже можем управлять насосной станцией, которая подаёт воду. Здесь сразу и управление водными потоками, и сбережение воды, при этом насос работает автоматически, сам включается и выключается. На данном этапе это необходимо всем. А самое главное — мы получаем денег ровно за такое количество воды, которое потребил данный дом.
Говоря дальше об этой проблеме, я хочу сказать, что сегодня в городе при активном участии и жестком контроле главы нашего города Владимира Самоделова проводится федеральная программа по проведению капитального ремонта жилых домов. Программа капремонта предусматривает обязательную установку общедомовых приборов учёта. У нас в городе работает штаб, сейчас заканчивается первый этап работ, и на заседаниях штаба мы докладываем, что приступили к установке общедомовых приборов учёта. Это очень сильный фактор сбережения денежных средств для всех участников коммунального процесса.
Откуда берутся дыры неплатежей в коммуналке
— Возможно, найденное нами решение поможет другим руководителям предприятий такого же профиля решить свою главную проблему. Вот схема, которую я себе рисую: наш водоканал получает 80% воды от Московского водоканала. Сегодня получается так, что мы постоянно должны Мосводоканалу. А долги обусловлены прежде всего низким сбором денежных средств с населения. Население должно по договору платить управляющей компании, а она для сбора денег с людей заключает договора с расчётными кассовыми центрами. Мы выставляем населению сумму по общедомовому прибору учёта, а если такого нет, то в соответствии с законом сумма выставляется по норме водопотребления. У многих установлены индивидуальные приборы учёта, и тогда человек платит по своему счётчику. У нас в городе норма водопотребления 320 литров в сутки на человека. Человек, который оплачивает воду по индивидуальному прибору учёта, платит примерно за 200–220 литров в сутки, то есть он платит меньше. Чем дальше, тем больше счётчиков появляется в квартирах, и в итоге растёт сумма недополученных денег.
Мы получаем большой объём воды от Мосводоканала и этот же объём отдаём жителям. Но недополучаемая нами за отпущенную воду сумма растёт из месяца в месяц, и сейчас на конец года она равна около 100 млн рублей. Возникает действительно катастрофическая ситуация с нашими неплатежами Мосводоканалу. И выход только один — управляющим компаниям надо немедленно устанавливать общедомовые приборы учёта.
Во-первых, это позволит избежать вот этой разницы между поставляемой нами водой и получаемыми с населения средствами. Кроме того, позволит выявить огромное количество жителей, которые проживают в домах и не имеют прописки. Есть и ещё один очень интересный момент. Мы провели анализ количества временно отсутствующих жителей, за которых наш водоканал должен сделать перерасчёт. На летний период очень много людей уезжает из города, потом привозят справки и просят снять их с оплаты. Перерасчёт платежей временно отсутствующим жителям выливается в 9–10 млн рублей в месяц. А если бы стояли общедомовые приборы учёта, то этих временно отсутствующих просто не было бы! Потому что прибор показывает, столько дом должен платить, не больше и не меньше.
У нас люди хорошие, но есть и недобросовестные абоненты. Уезжая, они сдают свои квартиры внаём, то есть вроде бы водой не пользуются, а на деле, бывает, пользуются в пять-восемь раз больше. Таким образом, в целом мы несём очень большие убытки оттого, что у нас отсутствуют общедомовые приборы учёта. Уже в нескольких судебных процессах мы доказали свою правоту. Решения судов были следующими: если дом не имеет общедомового прибора учёта, то к расчёту принимаются суммы платежей по нормативам потребления воды. Если же дом имеет такой прибор, то люди платят по индивидуальным приборам учёта, а всё остальное равномерно распределяется на количество проживающих в доме.
Я думаю, что 2011 год будет очень показательным, потому что управляющие компании, которые раньше неохотно устанавливали общедомовые приборы учёта, теперь будут заниматься этой работой. И я был приятно удивлён, когда слушал прямой эфир премьер-министра Владимира Путина и его ответы на вопросы россиян. Он так и сказал, что все проблемы ЖКХ заключаются в неплатежах, и это очень точно сказано. Если бы управляющая компания МУП «Курс», которая должна нам
98 млн рублей, погасила свой долг, проблем у Балашихинского водоканала не было бы, мы бы полностью выполнили свои обязательства перед МГУП «Мосводоканал».
Наши работники обуты-одеты, нет текучести кадров, уровень средней зарплаты 23–25 тыс. рублей, аварийность снизилась, процент потерянной воды у нас нормативный, около 15. И это при сегодняшнем положении с неплатежами. А вот если бы не было у нас таких должников, мы бы смогли достичь показателя потерь воды не более 8–10%.
Но, несмотря на все трудности, которые испытывает ЖКХ, я вижу, что многое меняется. Я уверен, что проблема неплатежей будет ликвидирована.
Сколько стоит чистая вода
— Средняя европейская цифра потерь воды при водоснабжении жителей составляет 3–3,5%, нам есть куда стремиться. Хорошо, что говорите о важности проблемы экономии воды, осознаёте её своевременность. Но когда мы всерьёз начнём этим заниматься?
— В этом плане пока всё меняется очень медленно. Я согласен с утверждением, что скоро вода станет очень дорогим ресурсом и будет дороже нефти. А наша российская ментальность пока ещё диктует нам прежние подходы: в школах до сих пор нет хотя бы вводного предмета, позволяющего ребёнку понять, что такое вода, откуда она берётся, как она приходит к человеку в дом и почему речка течёт из крана. Этим пока никто не занимается. Сегодня мы придаём большое значение очистке воды, ливневой канализации, бытовой канализации. Сейчас в Балашихе с участием строительной компании ООО «Мортон» при выполнении программы по обеспечению жильём военнослужащих строится новый 30-й микрорайон. Здесь впервые в городе будут поставлены мощные очистные сооружения на 100 тыс. кубометров в сутки, и они будут так хорошо очищать сточные воды, что их можно снова возвращать в реку в полном соответствии с требованиями природнадзора. Ведь воды уже не хватает, и мы это знаем. Природа начинает «отрыгивать», возвращать человеку его плохое отношение к окружающей среде. Поэтому уже давно пора заниматься восстановлением водной среды.
— В чём конкретно это выражается? Насколько в вашей работе заметно оскудение природных вод?
— Это видно по многим обстоятельствам. Сейчас многие бурят скважины, а скважины несанкционированные. Запасов подземных вод становится очень мало, скважины засорены нефтью, нефтепродуктами. Подземные реки — например, Нижнемячковский горизонт — истощены, и течение в них очень незначительное. А раз так, начинаются процессы затхлости, разложения микроорганизмов. И себестоимость кубометра хорошей подземной воды становится невероятно высокой. А мы говорим, что у нас высокие тарифы, и воду хотим пить хорошую. Очистные сооружения — дорогое удовольствие. Об экономии воды мы не думаем, выбрасываем её, сливаем и т. д. Отношение к воде у нас бездумное, небережливое, мы никак не можем привыкнуть, что это дорогостоящий продукт, что это ценнейший ресурс. Вот только в последние три года, когда цена воды стала ощутимой, что-то начинает меняться в этом смысле. Но ещё не все люди созрели для этого. Пока вода для нас — как воздух, она ничего не стоит! У нас есть счётчики на электричество, мы ценим тепло, а по отношению к воде пока ещё нет должной культуры.
— Но есть ли хотя бы первые сдвиги в изменении отношения к водным ресурсам и у потребителей, и у вас как организации, профессионально занимающейся водоотведением?
— Конечно, что-то меняется. Мы ходим в школы, рассказываем, говорим с детьми. Строятся очистные сооружения. Власть в городе начинает иначе относиться к воде: теперь только глава города подписывает технические условия любого строительства. И мы, сотрудники водоканала, совсем по-другому относимся к экономии воды, куда глубже понимаем её ценность, чем, скажем, 15–20 лет назад. Мы каждую секунду подаём для людей воду. И делаем это круглосуточно. На нас лежит высокая степень ответственности. Мне очень приятно, что коллектив водоканала один из лучших в Московской области. Он справляется с поставленными задачами. Можно сравнить то, чего мы достигли, с не таким уж далёким прошлым: восемь лет назад у нас не было спецодежды, мы были вынуждены искать по свалкам запчасти. У нас не было проходной на водоканале, не было горячей воды. Сейчас мы работаем с низкой аварийностью, для сотрудников водоканала есть комната отдыха, хорошо укомплектованный гараж, импортное оборудование.
Самое главное, у нас очень хороший коллектив, прекрасный моральный климат, и я, как руководитель доволен этим. У нас действует коллективный договор, мы помогаем детям, работает профсоюзная организация. Люди с желанием устраиваются к нам на работу и дорожат своим местом.
Мы отвечаем на требования времени, ищем новые пути улучшения нашей работы. А вообще-то наша главная задача — это управление водными потоками через обратные связи. Задача в том, чтобы выполнять то, что нам поручил город, качественно подавать людям воду в круглосуточном режиме, чтобы не было перебоев. Мы стараемся делать своё дело и каждую секунду, каждый час готовы к выполнению нашей главной задачи. И в этом смысле для нас что зима, что лето — мы готовы к любой погоде. Люди одеты в тёплую одежду, приобрели машину, которая за пять минут пробивает любой засор и позволяет работать при пониженных температурах. Чтобы не раскапывать бесконечно асфальт, устраняя утечку от колодца до колодца, мы людей отправили учиться в Санкт-Петербург, приобрели технику, с помощью которой в колодец заводится «кобра», она разрушает старую трубу и устанавливает новую. Не надо копать землю экскаватором, а потом тратить деньги на благоустройство территории. Жизнь на месте не стоит, есть новые технологии, и мы за ними внимательно следим.
— Знаете ли вы о том, что жители города думают о работе балашихинского водоканала?
— Для получения такой обратной связи мы выходим в прямой эфир на радио. Когда начинается разговор, думаешь: ну всё, сейчас оборвут телефоны и разнесут нас в пух и прах. Но люди, послушав передачу, понимают, что нами сделано очень многое за эти годы, объективно оценивают это, и мы больше слышим в свой адрес благодарностей, чем негативных отзывов. А все замечания мы стараемся максимально быстро устранить. Вот была в Лобне серьёзная авария, мы выделяли насосную канализационную машину, участвовали в тушении пожаров, помогали в устранении аварии воинской части. На новый год выезжаем с подарками в детский дом.
Работа должна приносить радость, и «премиальные» этой радости — для нас это как раз возможность помочь там, где нужна наша помощь.