Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Александр Соловьёв: «ЖКХ представляет собой многоотраслевой комплекс производства услуг, затрагивающий интересы каждого человека» №1(1), 2011 год

Татьяна Тебенихина

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу. По мнению члена Правительства Московской области Александра Соловьёва, Министерство ЖКХ призвано способствовать созданию условий для обеспечения конституционных прав граждан на комфортное проживание и нормальной деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы. Об этом шла речь в интервью нашему журналу.

— Александр Геннадьевич, о реформе ЖКХ говорится много и неоднозначно. Какой видится реформа с Олимпа власти?

— ЖКХ — сложная отрасль, в которой сфокусированы не только технические и экономические компоненты, но также социальные и политические реалии. Участники создания услуг ЖКХ — это более двух тысяч предприятий отрасли, 130 тысяч работников и 7,5 миллионов населения. Реформа жилищно-коммунального хозяйства является острой социальной проблемой и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс производства услуг, затрагивающий интересы каждого человека. ЖКХ оказывает влияние на уровень жизни каждой семьи. Поэтому стоимость услуг и их качество являются для нас ключевыми понятиями. Повышение устойчивости, надёжности и финансовой стабильности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, помощь государства в решении жилищных проблем граждан — задача социальная, требующая неотложного решения. Проблемы отрасли напрямую касаются каждого человека. В идеале, органы муниципальной власти и жилищно-коммунальные службы муниципальных образований должны работать настолько слаженно, чтобы их деятельность была незаметна для потребителей. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства невозможно без активного участия жителей в управлении принадлежащими им на праве собственности квартирами в многоквартирных домах, без их поддержки экономических преобразований.

— Какие существуют критерии деятельности отрасли?

— Качество работы ЖКХ определяется, прежде всего, уровнем комфорта и удобства в наших квартирах и домах. Работа ЖКХ оценивается самими жителями. Главный критерий — количество обращений по поводу чрезвычайных ситуаций. Так, в прошлом 2010 году количество обращений по поводу перебоев с отоплением в Московской области сократилось на треть. Несмотря на ледяные дожди, случившиеся в канун Нового года, и очень холодную зиму, работники коммунальных служб смогли чётко сработать. Если проанализировать результаты работы всех жилищных служб, то очевидно увеличение обращений граждан. Это свидетельствует о наличии нерешённых вопросов, связанных с содержанием жилищного фонда, деятельностью управляющих компаний.

— Что вы предпринимаете для решения проблемы?

— Наша областная Дума выступила с законодательными инициативами. На уровне Совета Федерации решается вопрос об изменении законодательной базы, в том числе по организации деятельности управляющих компаний. Необходимо предложить грамотную схему рационального использования денежных средств, поступающих от жителей в качестве оплаты коммунальных платежей, а также контроля над этими денежными потоками. Законодатели предлагают создать новую организацию — государственный жилищный надзор. В поле зрения этой организации попадает содержание многоквартирных жилых домов, проведение капитального ремонта, целевое использование средств.

— Руководители низовых организаций ЖКХ отмечают важную проблему — отсутствие региональных фондов, аккумулирующих средства на капремонт.

— Это, действительно, очень серьёзная проблема. Капремонт жилого фонда, лифтов, оборудования должен проводиться раз в четверть века. Разумно будет аккумулировать средства и направлять их на целевое расходование. Однозначно, этот фонд должен быть целевым. На сегодняшний день такая схема пока не работает, отсутствует даже законодательное обоснование проблемы.

— Что же происходит на деле?

— На данный момент управляющие компании не отчитываются за расходование средств ни перед контрольными комиссиями, ни перед местной властью. Это лазейка для их нецелевого расходования. В Подмосковье уже созданы предпосылки для создания регионального фонда капремонта, ожидаем, когда появится законодательная база. Деньги, которые поступают от жителей на счёт управляющих компаний, должны лечь в ячейку конкретного дома, где будут накапливаться. В этом случае их движение легко проконтролировать. Как происходит сейчас во многих городах и весях? Меняется управляющая компания — и на вопрос жителей, где деньги, ответа не услышишь. Мы создаём региональный фонд с целью обязательного соблюдения нормативных сроков ремонта и корректного расходования денежных средств. Дело за федеральным законом. Если есть уверенность, что денежные средства расходуются по целевому назначению, многие готовы платить за лучшие условия жизни.

— ФЗ № 131 изменил систему управления жилищным комплексом. Главам муниципальных образований городских и сельских поселений переданы полномочия при организации тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и при эксплуатации жилого фонда. Что изменилось в отрасли в соответствии с этим?

— Наша отрасль долгое время оставалась, фактически, без финансирования. Ранее все затраты на содержание жилья несло на себе государство, каждый из нас платил только 4% от себестоимости затрат. Реформа началась с 1991 года, тогда предприняли попытку обеспечить отрасль источниками содержания. Источник с 2005 года единственный — платежи жителей, которые, имея в собственности помещение, должны его содержать, включая коммунальные платежи, техобслуживание и капитальный ремонт. В несколько десятков раз возросла затратная часть бюджета семьи, что вызывает социальную напряжённость.

При подготовке к отопитель-ному сезону 2010 года ЖКХ Московской области заняло первое место среди субъектов РФ по мероприятиям, связанным с эффективностью деятельности исполнительных органов государственной власти. Пользуясь метафорой, скажу, что это заслуга «ручного управления»: понуждение ряда глав муниципальных образований, предприятий и организаций выполнять свои обязанности по обеспечению нормальной жизнедеятельности в домах. Государству необходимо определиться: питьевая вода, тепло в квартирах — это социальная услуга или бизнес, если социальная услуга, то нужна поддержка государства. На мой взгляд, коммунальный и жилищный бизнес тоже должен быть подконтролен власти. Не нужно его «зажимать», но и хулиганить со средствами жителей нельзя позволять. Исполняя поручение губернатора Московской области Б.В. Громова, мы опробовали на нескольких районах новую систему, которую можно охарактеризовать как расщепление платежей. Эта система упростит контроль над денежными потоками, позволит увидеть их целевое продвижение. Распределение платежей по статьям даёт возможность быстро определять слабое звено в цепи.

— Если полномочиями по жизнеобеспечению домов наделены руководители местной власти, то и ответственность должна быть, соответственно, персональная?

— Это аксиома. Решения принимаются бескомпромиссные: недавно, в том числе и за плохую работу в сфере ЖКХ, от занимаемой должности отстранён глава муниципального образования г.п. Сергиев Посад. Должна быть разработана общая стратегия управления жилищно-коммунальным комплексом на федеральном, региональном и местном уровнях. Это позволит контролировать средства, которые расходуются коммерческими организациями. Согласно ФЗ № 185, регламентирующему капитальный ремонт многоквартирных домов, мы проводим еженедельные совещания. Я лично выезжаю в муниципальные образования, контролирую ход работы. Безусловно, некоторых приходится взбадривать, хотя это направление деятельности должно стать для местной власти основным. Каждому субъекту права надо действовать внутри правового поля, которое очерчено функционалом. Министерство сейчас, на переходном этапе, выполняет контрольные функции, которые со временем уйдут от нас. Наша задача — помочь организовать в муниципальных образованиях выполнение программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

— За последние 5–6 лет подмосковные города разительно меняются к лучшему. В Подмосковье разработана одна из наиболее серьёзных программ по благоустройству населённых пунктов. Расскажите об этом подробнее.

— В июле в гг. Коломне и Луховицах состоится семинар по благоустройству, на котором мы покажем регионам наши достижения в этой сфере. Подобные семинары, которые проводит губернатор Московской области Б.В. Громов, стали нашей ежегодной традицией. На них съезжаются все главы муниципальных образований. Каждый год знаменателен своими достижениями, демонстрируются ноу-хау. В этом году в программу включено знакомство с современным микрорайоном Коломны, в котором фасады многоэтажных жилых домов отремонтированы с использованием энергоэффективных технологий. Имея такой опыт, можно его тиражировать. Лучшими пропагандистами станут жители, которые почувствуют на семейном бюджете все преимущества энергосбережения. Все больше становится случаев, когда жители являются инициаторами современного ремонта, стремясь жить в хороших домах и в лучших условиях. Подчеркну ещё один важный момент: качественное содержание общего домового имущества отражается на стоимости жилья, повышая рыночную стоимость их квартиры. Иными словами, возрастает потенциальная капитализация собственности граждан. Мы уделяем много внимания модернизации производства. В этом году в рамках празднования профессионального праздника, Дня работников ЖКХ, министерство регионального развития Российской Федерации, Правительство Московской области и наше министерство впервые провели на одной площадке XII Форум жилищно-коммунального хозяйства и VI отраслевую выставку «Передовые технологии и оборудование в жилищно-коммунальном хозяйстве».

— Вы сказали, что контроль и понуждение к действию не является задачей министерства. Определите ваши приоритеты.

— Задача министерства ЖКХ — создать необходимые условия и предпосылки для предоставления жителям в достаточном объёме качественных, безопасных и недорогих жилищно-коммунальных услуг.

— Это разве возможно?

— Это необходимо. Главная ответственность министерства — подготовить программные документы, чтобы муниципальные власти, предприятия и организации жилищной сферы могли координировать свою деятельность. Пакет нормативных документов гарантирует также грамотное расходование денежных средств.

— Средства, безусловно, необходимы, без них любые планы останутся прожектами. Но они — не единственное условие успеха. Важно наладить эффективное управление отраслью. У вас есть интересные наработки в этом направлении, поделитесь информацией.

— Московская область — это срез страны, отражающий модель федерального устройства, поэтому многие схемы можно обкатывать здесь, как на экспериментальной площадке. Министерство отрабатывает критерии эффективности деятельности органов местного самоуправления. Доходные части бюджетов муниципальных образований неодинаковы. Оценивать деятельность местной власти можно по критерию, основанному на уровне жизни людей. Сейчас органы местной власти готовят отчёты об эффективности своей деятельности. В состав Московской области входят 94 муниципальных образования, в которых муниципалитеты выполняют свои полномочия по обеспечению населения полным пакетом жилищно-коммунальных услуг. Министерство обобщает результаты этой аналитической работы и на её базе подготовит доклад губернатору.

— В нашей беседе прозвучал тезис о том, что жители должны стать активными участниками реформы. Поясните его.

— Большая задача работы министерства — разъяснение гражданам правил эксплуатации своей собственности. Действительно, владельцу машины не придёт в голову обращаться в органы власти с требованием починить её (если это вполне дееспособный человек). Та же ситуация с многоквартирным жилым домом: собственники, как субъекты права, обязаны содержать и оплачивать его обслуживание.

— Что вам удалось создать за последние годы в отрасли?

— В Правительстве Московской области создан Штаб оперативного реагирования на внештатные ситуации на объектах жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики. Интересен опыт создания Московской областной специализированной аварийно-восстановительной службы (в г. Орехово-Зуево) — это гордость Правительства Московской области. Эту уникальную даже в масштабах всей страны организацию можно сравнить со скорой помощью для ЖКХ. В случае неисправности её службы разворачивают свои мощности. Например, если где-то встала котельная или повреждена теплотрасса, на место аварии сразу же выезжает инженер на легковом автотранспорте и делает выводы о характере аварии. В случае серьёзного повреждения муниципальному образованию оказывается техническая помощь, выдвигаются силы, которые обеспечивают район полностью автономными (передвижными) источниками электроэнергии. «Скорая помощь» для ЖКХ мобильна и хорошо оснащена не только техникой, но и высококлассными специалистами. Эта помощь востребована муниципальными образованиями. Вспоминаю ледяной дождь в конце декабря прошлого года. В результате стихийного бедствия на неделю были отключены от света некоторые подмосковные города. Но люди при этом не остались без тепла. Мы не допустили аварий ни на одной котельной, в дома бесперебойно подавалось тепло. Мы обеспечили резервными источниками питания — передвижными электростанциями более 200 отключённых котельных и водозаборных узлов. Все населённые пункты были обеспечены теплом, в том числе и такие крупные, как Видное. Министерство работало все новогодние праздники. Две недели вели сражение с последствиями стихии — и вышли победителями. Министр регионального развития В.Ф. Басаргин провёл в эти дни совещание в г. Орехово-Зуево и дал задание другим регионам РФ перенять наш опыт.

— Что мешает развитию отрасли?

— Сложность в том, что в коммунальную отрасль до сих пор не пошло реальное финансирование, направленное на обновление материально-технической базы. Серьёзно мешают развитию высокие тарифы на энергоносители, а ведь от них на 60% зависит стоимость услуг ЖКХ. Единственным условием успешного решения задачи является долгосрочный тариф, создающий определённую стабильность. Бесспорно, важен вопрос энергоэффективности, однако законодательная база не разрешает нам использовать сэкономленные средства, финансируя модернизацию производства, мы обязаны снижать тарифы. Этот порочный круг ставит отрасль в крайне тяжёлое положение. Без привлечения инвестиционных средств невозможно провести модернизацию. Мы начали создавать региональную систему контроля за платежами, которая наглядно демонстрирует, куда идут средства каждого собственника. Человек может войти в информационную систему и увидеть доходную и расходную часть по собственной квартире. Организован информационный ситуационный центр. Если все службы работают нормально — диспетчер наблюдает зелёную картинку, любая критическая ситуация меняет её цвет. Это даёт нам возможность действовать точечно, не перерабатывать вслепую большие объёмы информации.

Т.В. Зотова, ведущая рубрики «Гостиная журнала», член Экспертного совета журнала «Кто есть кто в жилищно-коммунальном хозяйстве», руководитель программ развития Сенаторского клуба Совета Федерации

Отрасль, от которой зависит уровень и качество жизни каждой семьи
Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложная многоотраслевая производственно-техническая отрасль города или района, без которой немыслима жизнедеятельность человека, любой отдельной городской территории и города в целом. Это сложная организационная система со своими направлениями хозяйственной деятельности, элементами, связями и взаимоотношениями.
От уровня и качества жилищно-коммунальных услуг зависит качество жизни каждого человека и предприятия. Поэтому реформа жилищно-коммунального хозяйства должна стать одним из приоритетных направлений социально-экономического развития российских регионов.
Инфраструктура ЖКХ включает в себя совокупность направлений деятельности: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальную энергетику, утилизацию мусора, благоустройство, уборка, санитарная очистка и озеленение городов.
Жилищно-коммунальное хозяйство требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением для перевода жилищно-коммунального комплекса на качественно новую материально-техническую базу.
Рассказать о ЖКХ как о многоотраслевом комплексе производства услуг в гостиную журнала «Кто есть кто в жилищно-коммунальном хозяйстве» мы пригласили члена Правительства Московской области, отвечающего за ЖКХ, Александра Геннадьевича Соловьёва. Министерство ЖКХ Московской области призвано способствовать созданию условий для обеспечения конституционных прав граждан на комфортное проживание и нормальной деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.