Итоги Всероссийского совещания, посвящённого вопросам совершенствования работы в сфере ЖКХ РФ Свежий номер

Анастасия Мешкова

В конце марта 2012 года в г. Томске прошло очередное Всероссийское совещание «Строительство энергоэффективных домов и совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан». Организаторами совещания выступили государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, некоммерческое партнёрство «ЖКХ – Развитие», администрация Томской области, администрация г. Томска.

Участники совещания

В работе совещания, проходившего в г. Томске 29 и 30 марта, приняли участие специалисты из 60 регионов России. Здесь присутствовали представители федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководители профильных министерств и ведомств, специалисты сферы ЖКХ и строительства, сотрудники научных и проектных организаций, представители компаний-производителей материалов и технологического оборудования, в том числе — занятые разработкой энергосберегающих технологий.

«В Томской области накоплен значительный опыт в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Здесь было рождено немало оригинальных инновационных разработок — от системы поквартирного учёта тепла до производства различных энергоэффективных материалов и оборудования, — отметил в своём приветственном слове к участникам совещания губернатор Томской области Сергей Жвачкин. — Я убеждён, что площадка Всероссийского совещания в Томске послужит местом плодотворного и полезного обсуждения всего комплекса проблем, связанных с совершенствованием работы ЖКХ, созданием благоприятных условий проживания граждан, а принятые на нём решения будут способствовать повышению качества жизни россиян».

Отметим, что в Томской области уже разработана и действует Стратегия развития регионального строительного комплекса, важнейшими приоритетами которой являются повышение энергоэффективности в строительстве и реконструкции жилых зданий и социальных объектов, развитие коммунальной инфраструктуры и применение инновационных интеллектуальных систем жизнеобеспечения зданий с использованием нетрадиционных источников энергии. Томская область является одним из немногих регионов России, где поддерживается развитие альтернативных источников энергии. Здесь в настоящее время реализуется проект по электрификации отдалённых населённых пунктов с помощью автономных ветросолнечных электростанций.

Мероприятия, круглые столы

Знакомству с региональными достижениями в области энергоэффективного строительства и новых подходов в системе ЖКХ был посвящён первый день совещания. Участники посетили ряд пилотных проектов Томской области: энергоэффективный детский сад, жилой дом первых массовых серий, прошедший комплексную реконструкцию, многоквартирный жилой дом класса «В», энергоэффективный квартал «Радужный». На каждой площадке гостям были продемонстрированы уникальные технологии энергосбережения и управления ЖКХ, которые уже реализованы в регионе.

Вторая половина дня была посвящена работе в формате круглых столов, раскрывающих различные аспекты энергоэффективного строительства и внедрения новых подходов к управлению в сфере ЖКХ.

На круглом столе «Энергоэффективность в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте» обсуждался опыт строительства объектов жилья и социальной сферы с применением энергоэффективных материалов и технологий. Различные практические рекомендации в области проектирования, строительства и эксплуатации энергоэффективных домов представили в своих докладах более 30 экспертов — участников совещания. Все докладчики поделились опытом энергоэффективного строительства в своих регионах, рассказали о преимуществах системного подхода к решению проблем. Также участники круглого стола обсудили технические решения и подходы, применяемые ими в работе, с указанием их положительных и отрицательных сторон.

Второй круглый стол был посвящён вопросам формирования комфортных условий проживания граждан, управлению в сфере ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда. Акцент был сделан на вопросах, касающихся капитального ремонта и модернизации жилого фонда с учётом требований законодательства об энергоэффективности, оценки деятельности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Темой третьего круглого стола стала проблема привлечения инвестиций для модернизации коммунальной инфраструктуры. Участники обсудили совершенствование механизмов привлечения бюджетных средств к финансированию модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также вопросы развития законодательной базы в вопросах, касающихся регулирования концессионных отношений.

Пленарное заседание: доклады, дискуссии

Всероссийское совещание «Строительство энергоэффективных домов и совершенствование управления ЖКХ в целях создания благоприятных условий для проживания граждан» завершилось пленарным заседанием, которое проходило 30 марта в Большом концертном зале. Участники заседания обсудили проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регламентирует вопросы усиления ответственности собственников жилых помещений и лиц, осуществляющих управление общим имуществом, за состояние многоквартирного дома, системное решение вопросов капитального ремонта и так далее.

С докладами на пленарном заседании выступили губернатор Томской области Сергей Жвачкин, Полномочный представитель Президента в СФО Виктор Толоконский, помощник министра регионального развития России Юрий Осипов, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис, мэр г. Томска Николай Николайчук, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, президент НП «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС)» Елена Николаева и другие специалисты.

В ходе пленарного заседания были затронуты вопросы, являющиеся приоритетными для развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Центральными темами обсуждения стали:

— энергоэффективность в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте многоквартирных домов;

— формирование комфортных условий проживания граждан;

— вопросы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;

— вопросы развития арендного жилья;

— проблемы, связанные с привлечением инвестиций для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Итоги

На основании результатов рассмотрения вопросов, вынесенных на повестку дня, участниками совещания был подготовлен ряд рекомендаций:

I. Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации

1. Обеспечить скорейшее принятие проекта федерального закона № 37117-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „ О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», одновременно предусмотрев в нём следующие изменения:

а) дополнение положениями, позволяющими Фонду осуществлять софинансирование:

— проектов в области водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, переработки и утилизации ТБО в случае выполнения субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями условий, обеспечивающих формирование институциональной среды;

— региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов
до 2015 года;

б) осуществление предоставления средств Фонда на ликвидацию аварийного жилищного фонда только в случае переселения граждан в новое жильё, предоставляемое на условиях некоммерческого найма.

2. Доработать проект Федерального закона № 40859-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего создание в субъектах РФ систем капитального ремонта многоквартирных домов со следующими изменениями в Жилищный кодекс Российской Федерации:

— установление дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации при выборе или создании специализированной организации, привлекаемой с целью финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в границах региона или муниципального образования;

— установление дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в предоставлении бюджетных субсидий специализированным организациям, осуществляющим формирование системы финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов;

— в части, описывающей требования к региональным законам о региональных системах капитальных ремонтов, предусмотреть возможность определения законом субъекта Российской Федерации права органов местного самоуправления на выбор или создание специализированной организации, осуществляющей формирование системы финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в границах муниципального образования;

— предусмотреть требования по использованию банковских счетов, предназначенных для зачисления платы на капитальный ремонт.

3. Обеспечить скорейшее принятие проекта Федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», устанавливающего необходимость обязательного членства в специализированных СРО управляющих компаний, работающих в сфере предоставления жилищных услуг, и требования к созданию и формированию таких СРО.

II. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными исполнительными органами государственной власти при обязательном вовлечении заинтересованных организаций:

1. Ускорить процесс согласования и утверждения стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами, а также состава минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, порядка их оказания и выполнения. Определить требования к организации и проведению жилищного надзора.

2. Ускорить процесс доработки проекта федерального закона по осуществлению общественного контроля в сфере ЖКХ.

3. Внести изменения в действующее законодательство о тарифном регулировании, направленные на ликвидацию диспропорций в распределении выручки от реализации коммунальных услуг между естественными монополиями и ОКК.

4. Обеспечить системный подход к подготовке кадров в сфере ЖКХ, включая формирование списка профессий и специальностей, необходимых отрасли, и квалификационных требований, отражающих специфику и потребности отрасли.

5. Принять активное участие в доработке законопроекта № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

6. Министерству регионального развития Российской Федерации внести предложения в Правительство Российской Федерации по выработке механизмов справедливой взаимосвязи роста тарифов на большую энергетику с ростом тарифов для предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

III. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления

1. Продолжить и взять под особый контроль работу по созданию и функционированию систем общественного контроля в сфере ЖКХ (общественные наблюдательные комиссии) с привлечением представителей органов, осуществляющих общественный контроль, собственников помещений в многоквартирных домах, государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных организаций и лиц. Оказать содействие в работе территориальных отделений федеральной комиссии президиума генерального совета партии «Единая Россия» по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ и энергосбережения;

2. Активизировать деятельность по организации и обеспечению системной работы, направленной на повышение квалификации штатного состава организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также по освещению наиболее успешного опыта таких организаций на официальных сайтах, в том числе с ведением реестров добросовестных и недобросовестных управляющих организаций;

3. Взять под особый контроль Реализацию плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 года № 1493-р;

4. Принять меры по широкомасштабной разъяснительной работе с населением, показывающей преимущества новых технологий, применяемых при строительстве и эксплуатации жилья;

5. Создать условия для реализации инициативы потребителей жилищных и коммунальных услуг по контролю за деятельностью организаций коммунального комплекса и управляющих компаний в многоквартирных домах;

6. Активизировать деятельность по представлению информации, подлежащей раскрытию в установленном законом порядке, для публикации на портале «Реформа ЖКХ»;

7. Усилить контроль над захоронением твёрдых бытовых отходов в предусмотренных для этого зонах;

8. Активизировать разъяснительную работу в части законодательных изменений в сфере ЖКХ как среди населения, так и среди сотрудников органов местного самоуправления.

Итоги запланированной работы предстоит подвести на очередном Всероссийском совещании, которое состоится в Екатеринбурге в октябре 2012 года.

Справочно
О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
21 июля 2007 года президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда путём создания государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
В задачи Фонда входит создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, стимулирование реформирования ЖКХ, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий путём предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда.
Фонд имеет два информационных ресурса: официальный сайт www.fondgkh.ru и портал www.ReformaGKH.ru.
На сайте www.fondgkh.ru в полном объёме представлены официальная информация и ежедневные новости о реформе, проходящей в отрасли. Законодательная база, методические, справочные материалы и рекомендации, формы отчётов, регламент информационного обмена, отчёты с заседаний наблюдательных
советов и вся остальная сопутствующая реформе информация всегда является актуальной.
Здесь можно найти ответы на вопросы «Как сделать капитальный ремонт многоквартирного дома?» и «Как получить финансирование?», узнать о причинах приостановки или возобновления финансирования региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ознакомиться с результатами выездных проверок экспертов Фонда.
Портал www.ReformaGKH.ru — это уникальный интернет ресурс, на котором находится достоверная и оперативная информация о том, что происходит с Вашим собственным жильём, кому и когда направлены выделенные Фондом содействия реформированию ЖКХ финансовые средства на капитальный ремонт или расселение аварийного жилья, сроки завершения работ по ремонту или строительству и их финальный результат. База данных постоянно обновляется. Кроме того на портале находится информация о ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства, прямая речь экспертов, посвящённая перспективам развития отрасли, сервис Форум.
Данный сервис предоставляет возможность гражданам общаться между собой, а также задать свои вопросы специалистам Фонда. Все сообщения тщательно изучаются сотрудниками Фонда ЖКХ. Граждане, сообщившие о каких-либо нарушениях, тут же, на сайте, получают от специалистов Фонда ЖКХ рекомендации по защите своих прав. Собственники на практике используют возможности информационных технологий, учатся управлять собственным домом, на деле реализуя данные законом возможности.
Фонд создан в качестве «рычага оздоровления и модернизации» российской жилищно-коммунальной сферы. И теперь, после нескольких лет упорной работы Фонда в этом направлении, в целом можно говорить о том, что российское ЖКХ неуклонно становится полноценной и привлекательной для частных инвестиций отраслью, успешность которой прямо зависит от качества предоставляемых услуг.