Реформа ЖКХ: рыночные механизмы в действии №1(1), 2011 год

Елена Волкова

26 июля в Москве состоялась пресс-конференция «Реформа ЖКХ – итоги и перспективы». Владимир Михайлович Талалыкин, заместитель генерального директора Фонда по содействию ЖКХ, ответил на вопросы журналистов о деятельности фонда, достигнутых результатах и перспективах развития отрасли в целом.

Во вступительной речи Владимир Михайлович отметил, что на сегодняшний день ЖКХ является одной из самых сложных, самых проблемных отраслей, вокруг которой ведутся наибольшие дебаты. Проблемы, возникающие при реформировании этой области, связаны, прежде всего, со сменой экономической системы: переходом от социализма к капитализму. В подобных условиях меняются функции, задачи, осуществление управления, правоотношения в отрасли. Невозможно сравнивать российский опыт с европейским: сама система управления у нас предполагает квартиро-владельцев, а не домовладельцев — как, например, в Германии. Соответственно, и уровень организации тут другой: жильё человека сейчас в его собственных руках, а вопрос о том, чтобы собрать всех жителей дома и прийти к общему согласованному решению по капитальному ремонту, сам по себе достаточно проблематичен. Кроме того, объективный и неотъемлемый факт, с которым приходится считаться жителям РФ, — это климат. Россия занимает второе место по холоду после Монголии, что и обусловливает более высокие цены на энергоносители.

Финансирование из средств федерального бюджета субъектам РФ, осуществляемое фондом, предоставляется в рамках 185 закона, предполагающего соблюдение ряда условий, необходимых для выстраивания рыночных отношений. С целью контроля над выполнением этих условий создан специальный департамент мониторинга и контроля. Одновременно ведётся система выездных проверок, отслеживающих реализацию программ, включая как показатели качеств ремонта, так и выполнение условий реформирования. Функция фонда распространяется и на методическое обеспечение при реализации принятых программ: методика отбора домов на проведение ремонта, методика отбора подрядных организаций для проведения капремонта и так далее. Ведутся ежемесячные работы по осуществлению контроля на всех уровнях: на уровне субъекта РФ, на уровне муниципалитета и на уровне строительного надзора. Согласно действующему законодательству, при невыполнении субъектом РФ условий, прописанных при заключении договора с фондом, происходит отзыв денег. В прошлом году таким образом было приостановлено финансирование в 24-х субъектах РФ, так как на момент подачи отчёта были выявлены нарушения. По итогам 2010 г. приостановлено финансирование уже в 38 субъектах — и это неудивительно, поскольку с каждым годом показатели реформирования возрастают, и прежде чем брать деньги, необходимо «дорасти» до возможности выполнения всех прописанных условий. На устранение нарушений субъекту даётся четыре месяца, в течение которых приостанавливается финансирование. При устранении нарушений финансирование возобновляется, претензии снимаются, в противном случае фонд должен в течение трёх дней направить соответствующее обращение в министерство регионального развития, которое готовит проект постановления правительства о возврате средств в течение пяти дней. Наиболее проблемными условиями, по которым чаще всего наблюдаются нарушения, являются, по словам Владимира Михайловича, вопросы, связанные с непредставлением субсидий организациям коммунального комплекса на покрытие убытков и так далее, вопросы формирования земельных участков и постановки на кадастровый учёт домов, где проходит капремонт, а также условие необходимости монетизации льгот.

Интерес у журналистов вызвал также вопрос о закрытии фонда, организациях, которые заменят его функции, и возможности продления работы фонда. Владимир Михайлович напомнил, что фонд создан под определённый, переходный период и существовать вечно он не может. «Все видят в нашей организации, прежде всего, некий источник бюджетного финансирования капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья, что в принципе верно, однако главной и целевой установкой работы корпорации является запуск, разгон рыночных механизмов в сфере ЖКХ для более гладкого перехода на новую систему управления». Таким образом, после закрытия фонда часть его функций перейдёт на уровень Министерства регионального развития, планируется создание региональных фондов. «И это правильно — именно на уровне местного самоуправления должны решаться подобные вопросы», — уверен Владимир Михайлович. Сейчас ведутся обсуждения по данному вопросу, готовится на внесение в осеннюю сессию законопроект, который подготовит базу по прекращении работы фонда. Имеются противоречивые взгляды на концепцию создания региональных фондов, однако уже на практике мы можем наблюдать позитивные результаты. Так, в республике Татарстан, где региональный фонд работает два года, сочетаются три источника финансирования: средства населения, средства фонда содействия реформированию ЖКХ и собственные республиканские источники. Фонд централизуется на уровне региона Татарстан, ежегодно утверждается программа плана ремонта, определена ежемесячная ставка платы за капремонт для граждан: пять рублей за один квадратный метр в месяц. Система работает отлично: 65% многоквартирных домов уже вступили на добровольной основе на этот путь взаимного финансирования. Составлены годовые и среднесрочные планы, так что каждый дом знает, когда придёт время его капитального ремонта.

Владимир Михайлович также рассказал о конкретных результатах в деятельности фонда, предоставив так необходимые журналистам факты и цифры. Данная корпорация формируется за счёт нескольких источников: платежи собственников, средства бюджета субъектов федерации, средства бюджета муниципальных образований. По словам эксперта, на общую программу, которую финансирует фонд, начиная с 2008 г. было выделено 380 млрд рублей (274 млрд — деньги непосредственно фонда), из них 204 млрд рублей (188 млрд рублей фондовских) — та сумма фондовских отчислений, которая была направлена на проведение капитального ремонта. За счёт этих средств будет отремонтировано 119 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает 15,5 млн человек, сейчас уже отремонтировано или находится в стадии ремонта 116 тыс. многоквартирных домов. Помимо этого, 100 млрд рублей фонд выделил на переселение людей из аварийного жилья, из них 88 млрд — деньги фонда. За счёт этих средств будет переселено 15,5 тыс. аварийных домов, в которых проживает 180 тыс. граждан — для реализации этого переселения будет построено примерно 3,5 млн кв. метров жилья. Практически все переселенцы получают новое жильё, причём фонд стимулирует строительство малоэтажных зданий. Существует и отдельная программа, предполагающая снижение требований по условиям для малых городов и населённых пунктов, 5 млрд было выделено на другую программу по поддержке моногородов, предоставившую финансирование 32 городам, попавшим в сложную ситуацию. За счёт этого 3200 человек получили новые рабочие места. Решение проблемы капитального ремонта осуществимо за 25 лет при ежегодном ремонтировании 4% жилья. В целом, по завершении программы, 100% капитальный ремонт обойдётся собственникам в среднем в три тысячи рублей за квадратный метр.

О вопросе конфликтов между управляющими компаниями и собственниками также ходит много мифов. Однако проблема эта, по словам Владимира Михайловича, упирается в правое регулирование. И сейчас, согласно 731 постановлению, УК обязаны раскрывать информацию о своей деятельности по 20 параметрам, в том числе в электронных ресурсах.

В июне этого года вышли поправки в ЖК, где усилены полномочия госжилинспекции и органов местного самоуправления по контролю над деятельностью УК.Если УК не раскрывает информации, то в течение десяти дней органы местного самоуправления по обращению граждан должны принять решение вплоть до смены руководства УК.