Всероссийский практический семинар «Реформа жилищного и коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли» №1(1), 2011 год

29–30 сентября 2011 г. в Москве состоялся Всероссийский практический семинар «Реформа жилищного и коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли». В нём приняли участие представители отрасли из 51 региона России. Мероприятие было организовано ГК «Открытый Диалог» при поддержке Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

Участники семинара обсудили широкий круг вопросов, среди которых — новые законодательные инициативы в сфере регулирования тарифов, методические указания по расчёту тарифов и надбавок, установление предельных индексов, метод доходности инвестированного капитала, поэтапная отмена перекрёстного субсидирования, договорных отношений, разработки и реализации инвестиционных программ.

Аудитория с интересом выслушала выступление Андрея Широкова, председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Докладчик подчеркнул, что, несмотря на 20-летнее реформирование отрасли, всё ещё остаётся много нерешённых вопросов.

— Жилищное и коммунальное хозяйства всё ещё не могут «выровнять дыхания» и найти оптимальную форму взаимоотношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и коммунальными структурами, — считает А. Широков. — Поэтому объединение на одной площадке представителей бизнеса и различных уровней власти может помочь в определении эффективных шагов в сфере управления.

Выступление Павла Шпилевого, заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития России, было посвящено законодательным изменениям в сфере тарифного регулирования.

Докладчик остановился на вопросах совершенствования системы регулирования тарифов в части электроснабжения, теплои водоснабжения (водоотведения). Он прокомментировал ситуацию в электроснабжении, где сейчас широко распространён метод возврата инвестированного капитала. Плюсы этого подхода П. Шпилевой видит, прежде всего, в использовании заёмных средств и увеличении инвестиционных программ компаний. В качестве проблем при переходе на метод RAB П. Шпилевой назвал операционные издержки, которые оказались выше предполагаемых.

— Причин для этого много, — пояснил представитель Минэкономразвития России. — Основная — большой среднегодовой рост тарифов, который составляет 20—25%. Причём, этот рост, в основном, связан не с новыми инвестициями, а переоценкой стартовых параметров.

По словам докладчика, по этому поводу уже принят ряд решений. Например, в отношении федеральных сетевых компаний Минэкономразвития России намерено с 2013 г. применять типовые укрупнённые расценки для регулирования капитальных затрат.

— Целевые показатели надёжности и качества, которые установлены у нас в электросетях, не работают, — подчеркнул докладчик. — Но больше всего вопросов к эффективности инвестиций, отдача от которых невысока. Мы в начале года получили много жалоб от бизнеса в связи с тем, что сетевые тарифы высоки, что конечные тарифы на электроэнергию существенно выше, чем было объявлено Правительством.

Отметив, что особо страдают от роста тарифов на электроэнергию представители среднего и малого бизнеса, П. Шпилевой сообщил, что на правительственном уровне готовится ряд решений, стимулирующих повышение эффективности инвестиций.

— В отношении Федеральной сетевой компании с 2013 г. будем применять типовые укрупнённые расценки для регулирования капитальных затрат, — сказал он. — Тщательно регулируя операционные издержки, необходимо так же внимательно следить за капитальными затратами. Мы получили поручение правительства заняться этими вопросами.

Впредь при строительстве новых мощностей необходимо учитывать не только количественный фактор — их объёмы и масштаб, но и пользу для потребителя. Но самое главное, что будет учитываться в тарифах — это размер инвестиций, сделанных не по факту зачисления затрат, а по факту ввода объекта в эксплуатацию. Мы не планируем менять остальные параметры долгосрочного регулирования в отношении Федеральной сетевой компании.

Развивая тему роста сетевых тарифов, докладчик подчеркнул, что разумной выглядит тактика: вначале компания инвестирует средства в своё развитие и вводит объект в эксплуатацию, только после этого через тарифы возвращаются средства.

Условием окупаемости частного капитала должно служить долгосрочное тарифное регулирование. Необходимо жёстко ограничивать стартовые параметры, а это встречает сопротивление со стороны организаций коммунального комплекса, которые стремятся их увеличить.

— Мы будем сохранять курс на долгосрочное тарифное регулирование, но при этом будем бороться с завышением тарифов, — заметил П. Шпилевой, резюмируя сказанное. — Мы даём зелёный свет новым инвестициям и возвратности в тарифах, при этом готовы делать более высокие уровни и возможное превышение предельных уровней тарифов в электросетях, если это связано с инвестициями. При этом в ближайшие годы акцент в системе регулирования будет делаться на эффективность инвестиций, чтобы было какое-то противодействие этой гонки инвестиций «строить — лишь бы построить». Компании должны ориентироваться на потребителя. Мы будем учитывать экономические показатели надёжности и качества. В первые два года будем штрафовать компании за обман, за неверную информацию, за неверный учёт этих параметров надёжности и качества, чтобы вообще у нас система выстроилась, и в последующие годы будем штрафовать за плохие значения этих показателей. При этом всегда будем добиваться того, чтобы штраф за обман был больше, чем штраф за самые плохие показатели.

Что касается теплоснабжения, то здесь Минэкономразвития России считает неприемлемым использование котловых тарифов, поскольку они не позволяют определять «проблемные точки», что даёт возможность «менее эффективным котельным прятаться за более эффективные ТЭЦ» и не мотивируют участников рынка к развитию. Шпилевой также заметил, что «тарифа на горячую воду пока нет»: «Ведомства не смогли договориться между собой, поэтому вопрос остаётся открытым. При этом Минэкономразвития поддерживает предложение Минрегиона — нет необходимости в тарифе на горячую воду, нужно устанавливать плату расчётным способом».

Вопрос расчёта платы за горячую воду затронула и Галина Минофьева, преподаватель кафедры «Правовое регулирование строительства и ЖКК» Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Она отметила, что в Постановлении Правительства РФ №520 (в ред. ПП № 449 от 08.06.2011) появился такой вид коммунального ресурса как горячая вода. «Совершенно очевидно, что его производит теплоснабжающая организация. И когда вышел закон о теплоснабжении, стало не очень понятно, каким образом будет формироваться тариф на горячую воду», — сказала Минофьева. Окончательный ответ на этот вопрос дал Приказ Минрегиона России от 15.02.2011 № 47, в котором определён расчёт тарифа на горячую воду на 2012 г. «Сейчас появился новый вид товара — теплоноситель, который будет использоваться при расчётах за горячую воду при открытой системе теплоснабжения, то есть когда от котельной теплоноситель поступает непосредственно абоненту», — пояснила эксперт. В этом случае потребитель будет оплачивать услугу исходя из двух элементов: теплоносителя и объёма тепловой энергии, направленного на нужды горячего теплоснабжения. Формирование тарифа на горячее водоснабжение при закрытой системе (когда от ЦТП идёт так называемая «четырёхтрубка») определено Законом 210-ФЗ.

Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев остановился на теме государственно-частного партнёрства. По его мнению, «договор ГЧП сбалансирован только в том случае, когда в нём есть целевые показатели деятельности и финансовые ограничения, связанные с их достижением». Хороший договор государственно-частного партнёрства в коммунальном секторе, считает эксперт, должен содержать модель определения тарифов частного оператора во времени действия контракта. Ещё один важный момент: конкурсный отбор частного партнёра для ГЧП создаёт предпосылки для перехода от тарифного регулирования к конкурсному определению тарифной формулы на время действия договора партнёрства.

— В чём смысл государственно-частного партнёрства, — подчеркнул проблему докладчик. — Основные фонды остаются в собственности муниципалитетов государства, в публичной собственности. К управлению этими фондами привлекают бизнес на основе контрактов. Бизнес несёт две функции — повышение качества управления, создание бизнес-мотивации вместо чиновничьей мотивации, а вторая мотивация — привлечение частных денег, для того, чтобы изменить ситуацию. Это дорога, по которой за последние 20 лет идёт весь третий мир. Логика финансовая в том, что эти деньги дешевле, поэтому это выгоднее. Сегодня бюджетные деньги дороже в силу всяких финансовых проблем, в том числе и бюджетного свойства, поэтому и Европа тоже переходит на инструменты ЧП. Поэтому, на мой взгляд, когда мы говорим, хорошие или плохие шаги мы делаем в коммунальном секторе, насколько эти шаги соответствуют развитию ГЧП, это очень важный индикатор. Действительно, на мой взгляд, качественно изменить ситуацию в коммуналке может только привлечение частных денег.

С. Сиваев подчеркнул, что «для заключения эффективных договоров ГЧП в сфере коммунальной инфраструктуры компетенции по тарифному регулированию должны быть у публичной стороны договора, а не у центральной власти».

Эту позицию поддержал Александр Вербицкий, руководитель Экспертного совета Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. «Тарифное регулирование — основная причина стагнации в сферах жилищного и коммунального хозяйства», — считает Вербицкий. Он также добавил, что «несмотря на все детали законодательства, до тех пор, пока тарифное регулирование не будет выведено из подчинения исполнительной власти и не будут ликвидированы понятия предельных индексов, никаких существенных изменений добиться будет нельзя».

Жаркие споры вызвало обсуждение новых правил предоставления коммунальных услуг, по которым, по мнению Андрея Широкова, «сейчас больше вопросов, чем ответов». В семинаре приняли участие Елена Мамурина и Екатерина Корнетова, консультанты ООО «Карана» — одного из разработчиков новых правил. Они прокомментировали все основные изменения, заложенные в документе.

Среди новшеств в порядке расчёта размера платы за коммунальные услуги — отказ от корректирующих платежей. Их можно будет применить только при использовании распределителей тепловой энергии. Кроме того, предполагается вывод «из тени» порядка определения и оплаты всеми потребителями ресурсов на общедомовые нужды (ОДН). Во-первых, плата за коммунальные услуги на ОДН будет входить в состав платы за КУ и выделяться в платёжном документе отдельной строкой. Во-вторых, объёмы ОДН планируется считать обратным счётом от объёмов по показаниям общедомовых приборов учёта или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (независимо от наличия индивидуальных приборов учёта). В-третьих, объём ОДН будет распределяться между потребителями пропорционально занимаемой им общей площади помещений.

По новым правилам у потребителей появится обязанность снимать показания индивидуальных приборов учёта и передавать их ежемесячно, не позднее 26 числа. Аналогичная обязанность предусмотрена и для исполнителей — им предстоит снимать показания общедомовых приборов учёта с 23 по 25 число каждого месяца.

Докладчики прокомментировали также изменения, которые касаются договоров о предоставлении коммунальных услуг, границ ответственности ресурсоснабжающей организации, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, проведения проверок состояния приборов учёта.